Четвер, 25.04.2024, 10:17Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Белз: когда скромность имеет вес
11:03
Белз: когда скромность имеет вес

 

Белз: когда скромность имеет вес

Рим и Афины, пережив периоды мощного расцвета и ужасных катастроф, гордо дошли до нашего времени, а не менее славные Вавилон и Троя оставили по себе лишь нечеткие следы прежнего величия. Подобных примеров можно навести множество, не только в мировой истории, но и в отечественной. Взять хотя бы белз1 на Львовщине. Когда-то княжеский и воеводский центр медленно превратился в маргинальное местечко с количеством населения, что скорее бы подходила большому селу. Чтобы понять, почему так случилось, могло ли быть по-другому, нужно побывать в городе...

Патріарх мост Львовщины

«Ярослав взял Белз»2 . Так звучит в «Повести прошлых лет» первое упоминание о галицком городе, который датируется 1030 годом. По мнению авторитетных исследователей, на то время Белз был важной ячейкой Червенской земли - территории, за которую продолжалась ожесточенная борьба между Киевской Русью и Польским королевством. Историки уверены, что город возник значительно раньше и в 1030 году было уже достаточно большим, как по тем временам, поселением.

Белз заложили в заводи болотистых долин Солокии и Ричици, что в сочетании с рукотворными укреплениями делало его неприступной твердыней. Расположение города обусловило и его название - староруске слово «белз» («белизь») означает топкую, влажную местность. Через несколько веков после автора-летописца «Повести...» Себастиан Кленович (1550-1602 года) в поэме «Роксолания» писал так: «Стоит вспомнить и Белз, прославлен город, постале среди топких мисцин».

.стародавне поселение и княжеский замок находились в предместье современного Белза, которое и до сих пор носит красноречивое название «Замочек». К мощной деревянно-земляной крепости можно было добраться лишь узкой дамбой, проложенной через болота. Твердыня, окруженная валами и рвами, содержала церковь, гридницю3 хозяйственные сооружения. Следы белзьких оборонных сооружений сохранились кое-где до наших дней.

Постепенно Белз формируется как значительный общественно-политический и экономический центр и уже в 1170 году становится столицей отдельного Белзького княжества во главе со Всеволодом Мстиславичем. Многочисленные сведения о княжестве касаются правления Всеволодового сына Александра, который был серьезным соперником князя Даниила Галицкого в борьбе за престол в Галицко-волынском княжестве. В конечном итоге, борьба завершилась в 1234 году переходом Белзькой земли к Даниилу Галицкому и его наследникам. В Белзи княжили сыновья короля Даниила Шварно и Лев, а позже Юрий Львович.

Чудотворний образ

Тучи нависли над городом зимой в 1241 году. Монгольские орды опустошили Белз, разрушили княжеский замок, истребили мирный люд. В замковой церкви чудом уцелела лишь икона Пресвятой Богородици, что, по преданию, была написана евангелистом Лукой и в ХІІ веке перевезенная с Византии к Киеву, а оттуда к Белза.

Легенда рассказывает, что во время ордынского лихолетия Мать Божья взошла на землю белзького «Замочка» и оставила след на камни и чудотворную икону на пепелище княжеской церкви. Весть об этом чуде быстро распространилась в близлежащих поселениях, и згоревани люди, не тратя попусту время, приходили к Белза под защиту Богородици, которая помогла им пережить несчастье. За другой легендой, когда монголо-татари окружили белзький замок и начали штурм, Пречистая Дева спасла людей от гибели: встретила из ордынского лука попала в шею Богоматери, поднялась сильная буря, которая очень испугала завоевателей. Во враждебном лагере возникло несогласие, и было решено отступить.

Однако чудотворная икона находилась в Белзи недолго. Согласно переводам, наместнику венгерского короля в Галичине Владиславу Опольскому было виденье: голос из неба велел ему перенести образ в Ченстохову (Польша) на Ясную Гору и учредить там монастырь. В 1382 году князь вывез образ из Белза. В монастырь на Ясной Горе Опольский пригласил монахов ордену паулинив и передал им чудотворную икону. С тех пор образ, который величают «Королевой Польши», сохраняется в Ченстоховскому монастыри отцов паулинив и принадлежит к наибольшим национальным святыням польского народа.

В XV веке польский хронист Ян Длугош писал, что Богоматерь из Ченстохови «быстро завоевала сердца поляков». Из целой Польши и соседних краев (Силезии, моравии, Прусии, Венгрии.) сходился набожный люд, чтобы увидеть чудеса, удивление которых достойно. Икона неоднократно спасала Ясногорский монастырь от, казалось бы, неотвратимой гибели.

Интересна деталь: начиная от Ягайла и Ядвиги4 , каждый польский король сразу после коронации приезжал на Ясную Гору, чтобы отдать Богоматерь свой почет. Нарушил традицию лишь последний монарх Польши Станислав Август, который впоследствии потерял трон, а Польша - собственную независимость.

В Белзи всегда помнили о своей самой ценной реликвии.. В 2005 году точная копия иконы Белзькой (Ченстоховской) Богородици привезена к родному Белза и помещена в каплице на территории «Замочка».

 Часи расцвету и обветшаю

Монгольское лихолетие, угасание династии Романовичив повлекли упадок прежней княжеской столицы. Впрочем, это не помешало вольнолюбивым белжанам отбить несколько интервенций польского короля Казимира Большого, которому удалось покорить город лишь в 1366 году (а вот Львов на то время был уже взят). После смерти Казимира, в 1377 году, Белз получил венгерский король Людовик, однако отдал его своему вассалу - уже упоминавшемуся Владиславу Опольскому. Того же года князь Владислав предоставил городу Магдебургское право, что, бесспорно, способствовало его стремительному развитию. Через десять лет Белз вошел в состав Польского королевства, однако вплоть до 1462 года удерживал за собой статус княжеской столицы, а после превратился в центр воеводства.

Период от второй четверти XVI к середине XVII века - время экономического развития города, который стал значительным торговым центром Вещи Посполитой. Оно постепенно расширялось, была заложена новая Рыночная площадь, развились многочисленные ремесленные цеха.

В июне 1590 года в Белзи состоялся первый съезд православных епископов, на котором обсуждались условия будущей Берестейской унии.

Поскольку городская застройка была по большей части деревянной, частые пожары уничтожали ее. В 1655 году Белз сожгли казаки Богдана Хмельницкого и российские войска, а наибольшего вреда городу нанес пожар, совершенный в 1704 году вояками шведского короля Карла ХІІ. В пламени исчезли кафедральная Николаевская церковь, монастырь отцов василиан.

Белз начал терять свое значение, уменьшались количество жителей. А после перехода в 1772 году до Австрийской монархии город, что до того было воеводским центром, сохранило за собой лишь право повитового суда. Белз очутился на обочине политической и культурной жизни, превратившись в небольшое местечко Замостского5 циркулу.

.катастрофичними для Белза стали последствия двух мировых войн. Истреблена городская застройка, в горнило расправы попали юдеи. Во время операции «Висла» почти все коренное украинское население Белза вывезли на Советскую Украину. А после перехода города в 1951 году в состав УССР эту территорию заселили депортированные украинцы из горного Устрицкого району6 <http://www.karpaty.net.ua/articles_23/belz.php>.

Жизнь в Белзи утихла. Город не мало перспектив развития через близкое расположение к границе с Польшей. Когда-то изысканную индивидуальную застройку изменила «совковая» серятина. Последнюю точку поставило решение 1963 года, за каким Белз потерял статус районного центра и вошел в состав Сокальского района. С этого времени город становится похожим на обычное село (количество населения в настоящее время не дотягивает и до двух с половиной тысяч), которое среди других выделяют лишь исторические достопримечательности, которые не дают забыть о славном прошлом. 13 декабря 2001 года Белз получил статус Государственного историко-культурного заповедника, а в грудных в 2005 году с размахом отпраздновал тысячелетний юбилей.

Столиця Рокахив

История белзьких юдеив достойна отдельных слов. Известным на сегодня самым давним упоминанием о евреях Белза является запись в Книге Земского суда, который датируется 1469 годом. Израелити селились на Люблинском предместье - сразу за тогдашним городским валом.

Особенно благоприятные обстоятельства для белзьких юдеив сложились после издания Йосифом ІІ упомянутого выше «Толеранцийного эдикта». Религиозные предписания, которые налагали ограничение на строительство культовых сооружений, потеряли свое значение. Евреи расселились по всему городу. Им принадлежали мельницы, гуральни, магазины...

Юдаизм в Белзи набрал талмудично-рабинистской формы, здесь распространилось его направление хасидизм7 . В 1830-х годах в Белзи зародилась новая династия раввинов-хасидив - Рокахив. Ее основателем стал Шолем (Соломон) Годах, который, как повествуют, сначала был простым торгашом, аж пока не получил напутствия люблинского раввина. Имея хорошие способности, он стал главой белзькой юдейской общины.

В 1839-1845 годах по проекту Шолема Рокаха построили Большую синагогу, которая стала священным местом евреев всего мира. Согласно переводу, именно в белзьку синагогу должен был сойти с небес Мессия, чтобы спасти свой народ. Позже, после 1849 года, в Белзи построено Бет Мидраш - юдейский учебное заведение с библиотекой...

Тени прежнего величия

Можно лишь догадываться, как высматривал Белз во времена наибольшего расцвета. Можно пересматривать старые фото, милуясь изысканными сооружениями, от которых не осталось и следа. Но все это не для настоящего туриста. Хоть бы там как, хочется увидеть то, которое сохранилось доныне.

Въезжая к Белза со стороны Львова, слева проходим самую давнюю часть города - давний град, неприступную крепость белзьких князей, а впоследствии воевод. Нет уже ни мощных стен (мыслимая часть укрепления воспроизведена в начале ХХ века), ни высоких башен, ни богатых княжеских палат. На территории «Замочка» будет тянуться шпилями к небу костел, посвященный Наисвятейшей Панне Марии Ченстоховский (теперь православная церковь святого Николая). Неподалеку - украшенный скульптурами святых открыт алтарь святого Валентина (здесь теперь сохраняется копия чудотворной иконы) и оригинальная башня-колокольня («Башня Мариацкая»)  с грифоном - гербом Белзького воеводства. Обратите внимание на надпись, которая сохранилась на костельний вратах, - «Belz constanter fidelis», что в переводе из латыни означает «Белз постоянно верный». Это слова из похвалы для города короля Яна II Казимира.

Неподалеку от автостанции притаилась кирпичная шестиугольная башня. Это наиболее загадочное сооружение Белза. Из источников конца ХІХ век известно, что над дверями башни содержался герб «Равич» (девушка, которая сидит на медведе) с датой «1606». Точное назначение строения доныне неизвестно. Одни исследователи утверждают, что это «арианска башня», другие считают ее архивом белзьких земских актов (с 1641 года).

.найвеличнишой сооружением города является полуразрушенный монастырь сестер-доминиканок, который стоит рядом с мужской обителью. Обитель эта была основана в 1635 году Софиею Ходкевич - кастеляншей Виленскою8 . Через десять лет деревянные костел и монастырь сгорели, но уже вскоре были возобновлены в кирпиче. В 1785 году почтенные черницы вынуждены были покинуть монастырь, который перешел к парафиальной греко-католической церкви Святого Духа. После длительного простоя в годы советской оккупации, в 1991 году храм вернули греко-католическому обществу (теперь здесь церковь святого Николая). Прежний костел доминиканок достоин особенного внимания. Не обойдите взглядом размещенные в глубоких конхових нишах женские барокови скульптуры святых, ренессансу порталы главного и бокового входов, построенную в неоукраинскому стиле колокольню...

Странствуем дальше. По пути осматриваем отдельные нарядные белзьки дома, западный городской вал, который когда-то разделял середмистя и Люблинское предместье. Вскоре оказываемся у городского кладбища, посреди которого видим деревянную церковь Святой Параскеви. Первые упоминания о храме на этом месте достигают XV века. Существующая же в настоящее время церковь появилась рядом с предыдущей во второй половине XVІІІ века.

...Прогуливаешься белзькими улицами, осматриваешь полуразрушенные старинные храмы и ловишь себя на мысли: все в этом мире проходит, нет ничего вечного под солнцем. В то же время осознаешь и то, насколько много зависит от человека, от ее помыслов и поступков: можно творить, а можно разрушать, можно беречь, а можно уничтожать, можно помнить, а можно находиться в забвении...

1белз - пограничное местечко Сокальского района Львовской области, расположенное на расстоянии 70 километров от Львова, 25 километров от Сокаля.

2киивский князь Ярослав Мудрый (1019-1054).

3гридниця - здание при княжеском дворе для пребывания гриди (низшего слоя княжеской жены).

4ягайло - большой князь литовский, в 1385 году заключил с польским королевством Кревску унию, за которой оба государства объединились в Вещь Посполитую (республику). Четвертого марта 1386 года, после брака с королевой Польши Ядвигой, был коронован в Кракове. Ягайло - основатель династии Ягелонив, которая правила в Вещи Посполитой до 1572 года.

5замостя (Zamosc) - местечко в Польше, в настоящее время повитовий центр Люблинского воеводства.

6устрики Нижние (Ustrzyki Dolne) - местечко в Польше, в настоящее время повитовий центр Пидкарпатского воеводства. В 1945 - 1951 году Белз принадлежал коммунистической Польше, Устрики - советской Украине. Изменение границ сопровождалось массовыми депортациями украинского и польского населения из мест их исторического обитания.

7хасидизм («учение о добропорядочности») - мистическое религиозное движение, что его считают одним из наибольших переворотов в духовной истории евреев, своеобразным аналогом христианской Реформации. Зародился на Подилли и в Галичине в XVIII ст. Основа хасидизму - вера у цадика (праведника), который имеет сверхприродную силу, душой находится на небе и постоянно держит связь с Богом.

8вильно - теперешняя столица Литвы Вильнюс; кастелян - титул управителя коронных имений в Вещи Посполитой.

 

 

 

 



Переглядів: 1741 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |