Четвер, 25.04.2024, 20:20Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 20 » Как румыны козу водили
23:06
Как румыны козу водили

 

Как румыны козу водили

Румыны Буковины всегда особенно торжественно праздновали Рождество-Коляду. В давние времена этот праздник был связан с представлением о рождении Нового Солнца - почти весь христианский мир отмечает Рождество в первый день после зимнего солнцестояния, то есть 24 декабря. Святой ужин, обрядовые колядования, поздравительные обходы и маскировки с козой, медведем, вертепом и тому подобное - ключевые элементы рождественского празднования, которые имеют в румынских и молдавских селах Буковины яркие и самобутни оттенки.

Символ урожая

Так же, как и у украинцев, в первый день Рождества у румынов начинается коляда - праздничные обходы и маскировки, которые сопровождаются поздравлениями и пожеланиями, выраженными в форме специальных славильных песен-колядок. В народе именно коляды и отображают ритуальное, религиозное и идейное содержание этого праздника.

Колядки составляют богатейшее наследство румынов. У них, в частности, отражены история и быт народа:

А-хо! А-хо!
Вечер на святого Василия,
Боярам на здоровье!
Еще не стемнело,
Мы плуг берем,
Потому что так дал Бог,
Чтобы ходили и хороший, и плохой.
Пусть ходит и мой плуг.
Золото и колокольчики,
Звените в колокольчики
И кричите вместе,
мей
!
Ге-е-е-ей! Гей!

В подавляющем большинстве румынских буковинских сел во время Рождества в обрядодиях фигурирует живая или ряженая коза в деревянной маске. Коза у румынов и Молдовы Буковины - символ урожая. Следовательно можно считать, что обряд «вождения козы» на Коляду - остаток тотемизма, одной из первобытных форм религиозных верований, за которой покровителем рода, племени было определено животное или растение. Поэтому культовый обряд включал перерядження в соответствующего зверя, танцы и игры за его участием.

«А коза наша танцует...»

На Буковине с «козой» ходили на первый день Рождества. «Коза» - это театрализует обряд-игра с масками, который имел свой устоявшийся сценарий, песенный и музыкальный репертуар. Центральным моментом ритуального действа был танец «козы», ее «умирания» и «воскресенья», которые символизировали циклический круговорот времени, приход Нового года, а также имел отзвук давних жертвоприношений, призвания лучшего урожая, благосостояния в хозяйстве.

Все участники игры имеют соответствующие костюмы. Парень, который играет «деда», одевает тулупа, на спине пристраивает горб из соломы, на голову надевает косматую шапку. Он делает длинную бороду и усы из клочьев, в правую руку берет сучковатый цеп или кнут, а левой за веревку ведет «козу».

.головна деталь костюма «козы» - вивернутий наружу тулуп. В крестьянской культуре это символ благосостояния, богатства, плодовитости. Выворачивание тулупа мехом наружу является магическим перенесениям сил плодородия на себя.

Ведущую роль в обряде «вождения козы» играют «цыган» и «жид». Сначала они заходят в дом, шутят, просят даров. Когда хозяева соглашаются дать дары, тогда вводят «козу», а сбоку наготове стоит «врач». «Дед-попрошайка» произносит речитативом шутливые стихотворения, восхваляет «козу». «Коза» «погибает». Зовут «врача». Тот отказывается лечить «сдохшую козу». Все шутят, веселятся. Виджартувавши, участники игры берут дары и с «ожившей» «козой» идут к другому дому.

Георгий Константинович КОЖОЛЯНКО - доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича, основатель и неизменный председатель Буковинского этнографического общества. Свыше 30 лет исследует этнографию Буковины. Автор свыше 300 научных трудов и пособий, в том числе трехтомного издания «Этнография Буковины». 

Вот перевод фрагменту распространенной румынской колядки «Коза»:

Ца, ца, ца, кизочко, ца,
Лишь сахар тебе дам!
Ожидает волк за скалой,
А коза наша поет.
Ца,
ца, ца, кизочко, ца
,
Лишь сахар тебе дам!
Ожидает волк за колодой,
А коза наша танцует.
Ца,
ца, ца, кизочко, ца
,
Лишь сахар тебе дам!

«Банда», «Коляга», «Цари» и «Ироды»

На Буковине распространенный и «живой» вертеп - специфический фольклорный театр костюмированных исполнителей, известный под названиями «Ироды», «Цари». В таком представлении первым к дому входит «ангел» (исполнитель одет в белую одежду с прикрепленными к спине крыльями и с шестиугольной звездой на палке в руках), который извещает людям новость о рождении Христа, о том, что Ирод пытается убить его. Здесь входит «Ирод» вместе со своим «воином», одетые по-военному. «Ирод» приказывает воину убивать маленьких детей, потому, если в доме есть малые дети, они прячутся за спинами родителей. Потом входит «смерть» (одетая в белое, с косой в руках), которую «Ирод» также наговаривает. За ними входят «казаки», одетые в национальную одежду, которые выгоняют из дома «смерть» вместе с «Иродом» и «воином».

Редкое театрализующее представление колядовщиков под названием «Банда» можно увидеть в румынской части села Каменка Глибоцкого району Черновицкой области.

В этом же селе на Рождество взрослые и деть перевдягаються в «шандаря» (жандарма), «деда», «бабы», «цыгана», «жида», «черта», «паню», «дохтора» и тому подобное. Такая группа (10-16 лиц) называется здесь «Колягой». «Шандари» (в солдатской с украшениями форме) отвечают за порядок «Коляги», они отправляют ее из дома, берут плату от хозяев и тому подобное. В сопровождении музык (труба, бубен, аккордеон, скрипка) «Коляга» ходит приветствовать с Рождеством лишь к домам, где есть взрослые девушки.

Через два дня после Рождества (на праздник Штефана) ребята из «Коляги» организуют сельские танцы. Интересен обычай в этом селе - отмечание девушек, родители которых больше всего заплатили в рождественскую ночь «Колязи». Для таких девушек устраивается танец «сабаш».

Вертеп сохранил в себе память дохристианских сонцехвальних элементов. Ведь центральным образом-символом, вокруг которого разворачивается все действо, остается звезда - знак Коляды, потому что с первой вечерней зарей начиналось «вертепування»-колядування, а с появлением утренней - завершалось.

 

 

 

 



Переглядів: 1589 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |