Четвер, 25.04.2024, 02:08Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Жовтень » 13 » Кто ты и откуда, маэстро Пинзель?
20:42
Кто ты и откуда, маэстро Пинзель?

Кто ты и откуда, маэстро Пинзель?

Галичина, XVIII век. Время и место не настолько отдалены, чтобы ведомости о связанном с ними гении можно было заключить в несколько строк. Скульптора Пинзеля, который творил на поприщах нынешних Ивано-франкивщини, Львовщины и Тернопольщины в 1750-х годах, считают гением. А вне того и специалисты вам не скажут ни где, ни когда он родился, ни где получил образование, ни как жил, не скажут с уверенностью, когда и как умер. Более того, имя «Иоанн Георгий Пинзель» достаточно условным. Если бы не его деревянные шедевры, из которых доныне сохранилось, очевидно, лишь мизерное количество, то можно было бы спросить: был ли Пинзель?

Почнемо из Львова

Учитывая описанные выше обстоятельства, идея проехаться местами, связанными с таинственным Пинзелем, тянет на детективную. Проще всего обратиться к наибольшему в этой области «нишпорки», знаменитого украинского музейника, искусствоведа (направду заслуженно награжденного званием Героя Украины), директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого. Больше, чем он, о Пинзеля, кажется, не знает никто. Правда, к этому специалисту обращаться в буквальном смысле слова не очень. Проще приехать во Львов и пойти в организованный им музей творчества Иоанна Георгия Пинзеля. Находится он в самом центре города по адресу: улица Личакивска, 2.

Найбільше собрание скульптур художника даже профану даст возможность почувствовать, насколько это интересная и весомая в национальном (да и мировому) искусстве фигура. Стоит всмотреться в лицо Пинзелевих персонажей: интеллект, экспрессия, напряжение, одухотворенность, утонченность черт и характеров... В позах, жестах, драпериях одежде, в розметаних кудрях волос невероятная динамика. Виртуозная филигранная детализация...Из скупых документальных данных известно, что мастер Пинзель, сотрудничая с архитектором Бернардом Меретином, выполнял работы на заказ мецената - каневского старосты Николая Потоцкого. Одно из самых выдающихся сооружений основателя - Архикатедра святого Юра во Львове (1744-1760 годы). Находясь в этом городе и «охотясь на Пинзеля», логично из музея пройтись к катедри. Это минут 15 пешей прогулки. На фоне неба над центральным входом хорошо выделяется фигура всадника на вздыбленном кону - Юрия Змиеборця. Кроме этой могучей скульптуры, здесь есть еще две работы Пинзеля. Мастер выполнил фигуры святые Льва и Атаназия - патронов двух митрополитов Шептицких. Как придется убедиться во время путешествия местами Пинзеля, его работы в «родной», а не музейной среде - редкость. Один из таких случаев - собственно собор Юра. Но это никоим образом не касается другого архитектурного объекта, где Пинзель, возможно, реализовался полнее всего. Речь о парафиальном костеле в селе Годовиця (приблизительно 1760 год).

...Находится он в километрах двадцати от Львова (рядом с селом Навария Пустомитивского району). Точнее сказать, здесь остались руины храма. Невероятно живописные, но руины. На стене при входе в костел - табличка, языков злая шутка: мол, достопримечательность архитектуры, охраняется государством, уничтожение карается законом. Двустворчатые двери закрыты на подвесной замок. Но в щель можно увидеть ту часть сооружения, где когда-то был алтарь-шедевр Пинзеля...

Бучач - мастерская скульптора

...В музее Пинзеля на вопрос, откуда начать путешествие, чтобы лучше понять мастера, нам ответили: из Бучача, что на Тернопольщине. Логично. Исходя из документальных свидетельств, здесь скульптор жил, здесь была его мастерская. В Бучачи художник реализовал себя не только как «алтарный скульптор».

Следовательно, мы в центре местечка. И перед нами бучацка ратуша - достопримечательность архитектуры XVIII века, ровной которой за оригинальностью и смелостью среди сооружений того периода в Украине нет. Архитектор - опять же Бернард Меретин.

...В тот период, когда строилась ратуша (а это ранний период творчества Пинзеля на бучацких поприщах), при двух въездах в местечко были установлены колонны-постаменты со скульптурами чешского святого Яна Непомука но Богоматери (1750-1751 годы). От святого остался лишь пьедестал с бароковими элементами и изображением герба Потоцких «Пилява». Но даже к этому «пустому» постаменту караулит подойти или подъехать туристу, если уже он очутился в Бучачи. Это место называют Язловецкой вратами и отсюда, сверху, открывается замечательный вид на местечко, разбросанное по холмам. В «безлистное» время года путник может увидеть панораму с многочисленными бучацкими архитектурными прелестями. Впрочем, около другой колонны, на которой в настоящее время установлена копия Пинзелевой Богоматери, есть тоже прекрасная обзорная площадка...

Уже женатый, «благородный Иоанн Георгий» работал над скульптурами для Покровской церкви. Ее строительство завершалось в 1760 году. Большой алтарь делали последователи Маэстро. Сам Пинзель работал над иконостасом, двумя боковыми алтарями и амвоном, ризьбив рельефы на антепендиях  главного алтаря (эту резьбу можно в настоящее время разглядеть, опять же, в Тернопольском краеведческом музее). Кстати, в Покровский церкви Пинзель впервые выполнил иконостас в традиционной византийской стилистике.

Сповідь святого Ануфрия или Пинзеля?

...Следуем к селу Рукомиш. При этом проходим старое кладбище, на котором есть захоронение и представителей семьи Потоцких. А затем крученной улицей села двигаемся к Онуфриивского скального монастыря. Это место могло бы быть конечным пунктом путешествия, потому что здесь находится последний из шедевров Пинзеля - фигура святого Ануфрия. Но сначала об именно место, которое полностью могло вдохновить художника на шедевр.

Следовательно, оказываемся перед воротами к храму, посвященному в 1758 году. Храм стоит под скалой. В ней - причудливые ниши и пещеры, одна из которых и служила кельей для обитателей монастыря. Сверху из скалы, справа от церкви, сбегает многими потоками ключевая вода. А влево от кельи ведет тропинка, вдоль которой недавно «выросло» несколько каплиц. За спиной у нас - речушка. Тишина и благодать.

...Логично рассказать здесь и историю святого Ануфрия, ради которого мы с вами, собственно, сюда и прибыли. Свою последнюю работу Пинзель посвятил пустельнику III века Ануфрию. За одной из легенд, Ануфрий прожил одиночеством 60 лет. Кормили его ангелы и единственное в пустыне дерево, которое давало ежемесячно плоды из одной из двенадцати ветвей. Но определенного дня Ануфрия в пустыне нашел монах Пафнутий. Увидев его, Ануфрий назвал имя мужчины, рассказал историю своей жизни и сказал, что на утро умрет. Так и произошло. И мгновенно дерево упало. А жительнице пустыни львы пришли к телу Ануфрия и вырыли для него могилу. Пинзель изобразил святого в состоянии экстаза - с поднятыми руками, с розметаними волосами и бородой к коленям. Рядом - сломано дерево, около ног - лев. Возможно, это предсмертная сцена? Во всяком случае, святой Ануфрий стал последней работой мастера.

Таємниче лицо на предплечье

Не будем заканчивать наше путешествие так грустно. Впереди, надеемся, еще много загадок и открытий, связанных с таинственным скульптором. Один из Пинзелевих секретов прячется в фондах Тернопольского краеведческого музея. Но начать подходит из экспозиции. Ее составляют два антепендии из бучацкого Успенского парафиального собора и две деревянных скульптуры из церкви Покрови. Одна из фигур - святой Викентий, который ведет за ручку ребенка, - сама терпеливость и доброта. Вторая скульптура - святой Франциск Борджиа, который указывает десницей верный путь. Опять же меценат Потоцкий таким способом желал увековечить свое миссионерство, проводирство.

...В настоящее время в фондах тернопольского музея сохраняются четыре скульптуры-аллегории из бучацкой Покровской церкви - Надежда, Мужество, святой Товий и неопределенная. Корреспондентам журнала повезли увидеть их, хоть они и не экспонируются, поскольку еще требуют некоторой реставрации. И вот, когда фотокор работал со скульптурами, собравшиеся заметили на плече в аллегории Мужества рельефное изображение какого-то лица. «А может, Пинзель изобразил здесь себя?..» - допустила Вера Стецко.

«Полювання» лишь началось

К сожалению, невозможно увидеть не только работы Пинзеля в интерьере Монастириского парафиального костела на Тернопольщине, но и самого первобытного интерьера (храм возводился в 1750-1760 годах). Здесь голые стены, которые требуют ремонта и укрепления. Но по крайней мере храм в меру возможного бдят здешние прихожане. Фигура святой Анни из этого храма была найдена на местном кладбище. Ее кто-то вкопал по пояс в землю как надгробие. Чудом скульптура не зигнила и в настоящее время экспонируется в музее Пинзеля.

 

 

 Общество и священник настойчиво ищут средства на ремонт храма. Но, приехав сюда, все же и в настоящее время вы можете получить глубокое впечатление от здания, а еще увидеть перед церковью колонну с оригинальной Пинзелевой скульптурой Непорочного зачатия Богородици. Спасенные из алтаря скульптуры находятся в музее Пинзеля во Львове и Художественном музее в Ивано-Франковске. В последнем, кстати, экспонируются два ангела-колос, председатель одного из них отдельно от тела выставленная во львовском музее. И встретятся ли тело с председателем - теперь не известно.* Покровитель хорошей славы, защитник от наводнений. Каноник-мученик, которого под пытками побуждали выдать тайну исповеди, потому и изображается с пальцем, прилагаемым к устам.

Антепендий - накрытие нижней части алтаря из благородного металла, камню или деревья.

 

 

 



Переглядів: 2432 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |