Субота, 20.04.2024, 04:59Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Магия Коломыи
10:50
Магия Коломыи

 

Магия Коломыи

 «Грают скрипки, грают дудки, флояры тисс, имею любку в Криворивни, вторую, - в Ясеневых», - седой гуцул бойко мнет мех дуды и, подмигивая по очереди всем женщинам вокруг, затягивает дальше такой стыдной, что и мужчины алеют. Кто-то фыркает и застыжено отворачивается, кто-то громко хохочет. Мелодию Коломыи подхватывает скрипач, и за мгновение окружающие кружат в воспалительном танце. А дедушка, хитро улыбаясь, правит своей: «В мои любки - полные губки, глазки, как звездочки, Черногора и Бескиди - под тонков сорочков. Как к тебе прижму си, моя прекрасная кито, то сразу становлюсь сильный, как тота трембита...»

 Власне в Коломые горцы позволяют себе кпини, шутки и откровенные ухаживания. Эти песни распространены на всей территории Карпат как непременный атрибут каждой забавы - от крестин к свадьбе. Достаточно однажды услышать характерный речитативный напев, чтоб в дальнейшем безошибочно выделять Коломыю среди других образцов народного фольклора.

Особенную энергетику Коломыи, или «придибашок», как еще называют эти песни гуцулы Верховинского района Ивано-Франковщыны и Рахивского района Закарпатья, обусловило их происхождение. На Гуцульщини издавна верили, что духи гор и лесов прислушиваются к разговорам людей и, слушая сказы, решают, как с ними повестись. Поэтому по вечерам в дороге или на привале, в лисорубских хижинах и в пастушьих стаях на полонинах требовалось «приказувати» - рассказывать друг другу разные небылицы. Считалось, что путешественник-одиночка в ночных горах до тех пор будет в полной безопасности, пока будет вести длинный интересный сказ - «бай». И басня, что ее слушатели - щезники и лисници, чугайстри и явиди невидимые за скалами и в лесных чащах.

...Со временем первобытное, магическое значение стихосложения уступило развлекательному. Но и доныне настоящим мастером Коломыи уважают того, кто составляет их экспромтом, заплетая в рифмы все, что видит, чувствует и думает. Таких людей в горных селах называют «береза». Современная Коломыя обычно очень остроумна. В своих песнях горцы умеют посмеяться над собой и пошутить над другими. А что юмор их достаточно «перченый», то уже, звиняйте, такой нрав.

«Катеринка»

(автор неизвестен. Записано из выполнения Степана Ивасюка, село Устерики Косивского району Ивано-Франковской области, XVII международный фестиваль гуцулов)

Катерино, отвори-ка, Катерино, встань-ка.
Дай ми есть, дай ми пить - как то будет прекрасно!

Я к той Екатерине не пойду никогда,
Потому что к ней ребята ходят, как деть к школе.

Лишь к школе деть ходят учиться читать,
А к той Екатерине - учиться любить.

Шел гуцул из горной долины, а гуцулка из бани,
Занимали под
смереков, зачали снидане.

А что же тото за снидане, что не есть что есть? -
Залез гуцул на гуцулку, да и не может слезть...

Коломийка - народная шутливая песенка. Не имеет постоянного содержания, он полностью зависит от обстоятельств выполнения и вкусов певца. Могут выполняться как припевы к танцу, который также называется «Коломыей» (или «гуцулка» - в некоторых горных селах Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей). Коломыя имеет двупланное строение: образ первой строки по аналогии или контрастом усиливает значение второе. В классической Коломые рифмовано по две строки, по 14 составов в каждом.

 В гуцульский мифологии насчитывается около двух десятков потусторонних существ. Часть из них помогает, а часть вредит людям. Щезник, лисниця, чугайстр, явида - олицетворение враждебной, демонической силы.

 Береза - знаток давних народных обычаев и обрядов, распорядитель на свадьбах, проводник группы колядовщиков.

 

 

 

 



Переглядів: 1282 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |