Четвер, 25.04.2024, 01:01Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Музыка гор
11:05
Музыка гор

 

Музыка гор

Голос ее та манера звучания - это не музыка в привычном для нас понимании. Дримба не ведет мелодию, не имеет собственную партию, как скрипка или цимбалы. Дримба говорит, считают гуцулы. Когда она мягким речитативом рассказывает о горное долинное лето, то передает перекликается овцеводов, лай собак, отголоска трембиты. Когда припрашивает к танцу, то вплетает в воспалительный ритм гуцулки1 звяканье рюмок и поздравительное пение. А как скорбит, то уже и плачет, и зовет, и обещает, и надеется. Может и висваритися выразительно - не ошибешься, кем тебя назвала. Правда, не в каждых руках она так говорит. Только тому, кто наделен особенным чувством, удается завладеть магией дримби.

Варгана мира

Археологи считают, что дримба была известна человечеству со времен позднего неолита. По крайней мере, той его части, которая жила на территории современной Украины. Об этом, утверждают ученые, свидетельствуют фрагменты музыкальных инструментов, сделанные из костей мамонтов, что их откопали на давних стоянках людей в поселке Мизинскому на черниговщине и вблизи села Молодове в Черновицкой области.

Музыканта, который играет на инструменте, очень похожем на современную дримбу, историки разглядели на фресках Древнего Рима. А первое письменное упоминание об этом инструменте нашли в литературной достопримечательности Большого княжества Литовского (XVI век). Описывая в то время свое путешествие из Падуи в Свободное (Вильнюс), в своей «Малий путник книжици» вспоминает варган3. Собственно как варган дримбу знали на территории Центральной и Восточной Украины, а также в России и Беларуси. К началу ХХ века она была «непрестижным» музыкальным инструментом цыган и простолюдинов.

Западная Европа же в это же время увлекалась варганом. В начале XIX века он стал популярным концертным инструментом. Во Франции музыка «guimbarde»4 раздавалась в великосветских салонах. В Италии ансамбли варганистив-«scacciapensieri»5 исполняли из сцены большие музыкальные произведения. В Германии «Maultrommel»6  звучал на всех национальных фестивалях.

В разных модификациях - в видоизмененной форме, из разных материалов, под разными названиями, - варган присутствующему в культурах большинству народов мира. Кантрі-ансамблі США, ансамбле народной музыки Японии, Кореи и Балле, Индии и Пакистана, Филиппин, Киргизии, Казахстана - все «варганят». Как выглядят и звучат национальные разновидности инструмента, можно узнать в «Музее хомуса (варгана) народов свиту»7, какой находится в Якутии. Чтоб убедиться в этом окончательно, по возвращении из Якутии стоит побывать в «Музее гуцульского быта, этнографии и музыкальных инструментов» Романа Кумлика, что в поселке Верховина на Ивано-франкивщини. Тем более, что народная традиция дримбати теперь сохранилась лишь в Карпатах.

Жіночий инструмент

В коллекции господина Романа - пять варганив. «Дримба из Румынии, доромб из Венгрии, маультроммель из Германии, трумп из Шотландии и дримба гуцульска», - хозяин выкладывает музыкальные инструменты. И по очереди играет на кожному8. Больше всего подобные между собой голоса румынской и гуцульской дримб. Инструмент из Франкфурта-на-майні, окрашенный акриловой краской, звучит глухо и дребезжащий. А блестящий хромирует из Ноттингема - кое-что «синтетически».

«Вот - моя, - музыкант достает из чемоданчика потертую спичечную коробку, а оттуда -дримбу. - Двадцать лет уже на ней играю. Родная, как женщина!» Маленькая дримбочка выдает чистые высокие звуки. «Куплю себе дримбу - най бы была босса, чтоб дримба выигрывала круг моего носа», - господин Роман повторяет песню, которую только что сыграл, уже со словами. «Раньше каждая кобита9 должна была в дримбу уметь, - объясняет он ее содержание. - Потому что у гуцулов дримба - то был инструмент женский».

Во время осенних и зимних вечерниц, которые «еще за Довбуша» устраивались в карпатских селах, у добропорядочных хозяек с достаточно большим семейным стажем собирались девушки и молодые женщины для совместной работы. Они пряли, шили, ткали, теребили фасоль и кукурузу. Целый день работали, а когда западали сумерки, «садились к столу» - принимали к дому ребят, вместе с ними ужинали и забавлялись. «Парни взрослые - в армии, мужчины - на зарибках, а подростки все вместе в одном доме учились, - рассказывает о местных вечерницах сто лет тому назад господин Роман. - Училась молодежь учтивому поведению, музыке, пению и данцям10». Главным музыкальным инструментом на вечерницах была дримба в руках хозяйки. От таланта и ловкости дримбальки зависело, будут ли уметь по-гуцульскому петь и танцевать, а также играть на музыкальных инструментах завсегдатаи вечерниц: девушки - на дримби, парне - на свирели.

Определения дримби как инструмента женского обусловила и местная музыкальная традиция. Считалось, что «публично» петь надлежит мужчинам. Женское пение ограничивалось свадебными латканнями и плачами захоронений, а также «домашними» партиями. Аккомпанировать мужчинам не запрещалось, поэтому гуцулки и дримбали при оказии.

Как сапожки на Полтавщини и черниговщине, так дримбу в Карпатах парни даровали девушкам, когда серьезно к ним ухаживали.

«Как знать, может, в дримби женщины и в самом деле познавали себя: до времени безразличных и ленивых, аж пока не возьмешь их в руки, а уже как возьмешь - то услышишь такие сочные переливы и тонкие вскрики, что покатается тебе сердце и плачем, и пением одновременно, и не понимаешь, где ночь, а где солнце, потому что лишь женское тело так роскошно вздрагивает от ласки, как тело дримби от пальцив11.

Язичок из крицы

Вторая мировая разрушила обычай вечерниц. А с тех пор, как в конце 60-х на сцене Союза появился первый гуцульский ансамбль дримбалів-чоловіків, женское искусство «в дримбу клевать» совсем пришедший в упадок. Сегодня понятно, что во время нашествия балалаек и баянов таким способом сохранялось не столько умение играть, сколько умение делать дримби. Ведь ансамблем осуществлял профессиональный мастер из художественной резьбы по металлу Михаил Нечай, теперь - известен мольфар12 из верховинского села Ясеней. Кроме господина Михаила, дримби которого на Гуцульщини не имеют себе ровных, мастеров Прикарпатья, которые изготовляют эти музыкальные инструменты, можно перечислить на пальцах. Это кузнецы из сел Буркут и Красноилля Верховинского района, Брустури и Космач Косивского району и из Печенижина, что на Коломийщини. Самому молодому - уже за шестьдесят. Дримби они мастерят все еще по давней технологии - «на живом огне» и «на глаз».

«Не делаю сувениры», - сурово встречает нас космацкий кузнец Василий Бойчук. Но морщины во главе разглаживаются, когда слышит, что нужен настоящий музыкальный инструмент. «Для большой работы берем большой молоток, для малой - малый, а для дримби - средний», - кузнец готовит свой реманент. В кузнице уже пылает горн, в огне накаляется железный прут. Из него в настоящий момент будут кросна - корпус дримби.

Первый секрет изготовления дримби - согнуть кросна (раму) так, чтоб грани «смотрели» наружу, а в разрезе был четкий ромб. Если ось смещена, «звук тратится» - звонким инструмент уже не будет. Второй секрет - выбрать размер станка дримби. «Большая «голова» - низший тон», - констатирует мастер. И третий, главный - выковать и заклепать язык, или миндик. «Для кросен безразлично, какой материал брать, главное, чтоб стойкий был, - растолковывает коваль. - А вот язык дримби должен быть из крицы. Лучше всего звучит из полотна косы. Его нужно очень точно подогнать: между миндиком и шеей может лишь лезвие бритвы проходить. Иначе дримба выйдет, как старая баба - дребезжит».

И это еще не все. Язык тоже нужно согнуть и викинчити крючком. «А как знать, под каким углом сгибать?» - допытываемся. Кузнец сжимает плечами: «Умение - врожденно. Смотрите: если полотно тонко, пускаем его длиннее, а как грубое - более коротким. Подгоняем по звуку, аж тогда загибаем под палец. А уже музыкант себе подстраивает - дает на кончик крючка воска или пластилина, это меняет тональность». Мастер берет инструмент и проверяет его «на голос». Заметно, что работой он доволен. «Дримбу нужно слушать, - напутствовал наостанок. - Ты себе в уме говоришь, а она все то на звук переводит. Считать на мысли нужно...»

Магия музыки

Дримба, вероятно, единственный народный музыкальный инструмент, который составляет с исполнителем одно целое. Источником звука в дримби является миндик, возбужденный пальцем исполнителя. Колебания миндика (они же - звуки) добывают, плотно прижав кросна к зубам и накрыв их губами. Соответственно, резонаторами становятся все элементы артикуляцийного аппарата дримбаля - ротовая полость, гортань, полость легких, а также черепная коробка. Они активируются через непосредственный контакт с корпусом дримби.

.«Ще в Карпатах не родил такой мужчина, как Нечай, чтобы у него дримба на две октавы звучала, - в устах бывалого дримбаля Романа Кумлика признание мастерства коллеги немалого стоит. - Люди говорят, что то какая-то сила ему помогает».

Эту силу можно попробовать найти и даже почувствовать, если знать специфику влияния инструмента на организм музыканта. Биологический аспект игры на дримби заключается в том, что колебания миндика создают мощные вибрации. Можно подобрать такое звучание, которое создаст резонанс с основными ритмами вибраций тела (науке известны так называемые альфа-, бета- и ритмы гаммы, свойственные головному мозгу человека) и, как результат, вызовет измененное состояние сознания или состояние легкого транса.

«Музыка дримби несет в себе давнюю магию. Дримба очаровывает людей и укрощает зверей. Дримба способна лечить тело и душу. Она пробуждает энергию природы и наделяет человека особенной силой», - мольфар торкае миндик и мир взрывается звуками. «Думаете, я ее веду? То она меня всю жизнь водит!» - хитро улыбается гуцул, любовно поглаживая шейку дримби.

1гуцулка, или Коломыя - народный танец.

2франциск Скорина - писатель-просветитель (1490-1551), основатель книгопечатания в Большом княжестве Литовскому (первая типография - 1520 год, город Свободен (Вильнюс).

3варган, от давнеслов’янского «варги» - уста.

4guimbarde (фр.) - 1) варган; 2) гимбарда - народный танец XVII-XVIII веков.

5scacciapensieri (итал.) - развлечение.

6maultrommel (от нем. Maul - рот и Trommel - барабан), дословно «ротовой барабан» - варган.

7музей открыто в городе Якутск при Доме народного творчества Министерства Культуры республики Саха. Экспозиция насчитывает свыше 40 видов варганив разных народов мира. С 1991 года при музее создан Международный Центр хомусной (варганной) музыки.

8музикант с 45-летним стажем, заслуженный работник культуры Роман Кумлик играет на 18-ти гуцульских инструментах. Со своей капеллой «Черемош» постоянно концертирует Европой, Америкой, Австралией, Россией. Выкладывает народную гуцульску музыку и танец в университете имени Марии Склодовскои-кури в Люблини (Польша).

9кобита (диал.) - женщина.

10данець (диал.) - танец, преимущественно свадебный танец.

11цитата из повести «Солодка Даруся» Марии Матиос. Действие происходит в селе Черемошна Верховинского района в 30-50-ые годы прошлого века.

12мольфар (от староруского «мольфа» - вещь, на которую наложены чары), у гуцулов - знахарь, волшебник, человек, наделенный сверхприродными возможностями.

 

 

 

 



Переглядів: 1365 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |