П`ятниця, 29.03.2024, 14:33Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Пантеон святых и грешных
10:51
Пантеон святых и грешных

 

Пантеон святых и грешных

Десятки каменных фигур на изысканных постаментах с богатым декором. Подобно львовскому кладбище Тудинка, что в предместье Пидгайцив (Тернопольская область), поражает атмосферой музейной нарядности. Здешнюю мемориальную скульптуру, которая вышла из-под резца династии каменотесов Папижив, засчитывают к национальным достопримечательностям народного искусства.

Тудинка - это холм в селе Старый Город, который граничит из Пидгайцями. На склонах холма - кладбище. С одной стороны его огибает сельская улица Утратниця, из другого вплоть до горизонта тянутся поля и луга. Вокруг кладбищенского ограждения пасутся коровы, дергают траву гусаки. Когда-то, к середине XVIІІ века, в этой местности бурлила городская жизнь. Но постепенно Подгайке перебрались на Замковую гору и разрослись по близлежащим холмам. А поселение, которое осталось на старом месте в долине реки Коропець, получило название Старого Города.

Поэтому понятно, что кладбище Тудинка совсем не похожо на традиционное сельское кладбище. Это быстрее небольшой мемориальный парк, где над морем зелени и цветов на высоту нескольких метров возвышаются скульптуры. Главная кладбищенская аллея, которая в действительности просто хорошо протоптанной тропинкой, вдоль которой выстраиваются каменные фигуры, ведет к небольшой деревянной церковци. На табличке при входе отмечено, что храм Покрови возведен в 1881 году.

Самые давние захоронения - низкие, метр высотой, «крещатые» кресты с вырезанными на раменах эпитафиями - находятся влево от церкви. Время уже почти стерло буквы на этих камнях, позволил укрыть их мху и плющу. Но кое-где все еще можно разглядеть годы то ли рождения, то ли смерти - 1868, 1871, 1883. Над крестами, удивительно похожими на цветы, почти впритык друг к другу на «многоэтажных» пьедесталах возвышаются распятие и скульптуры святые. Миколай, Гавриил, Петр, опять Миколай, и еще один Петр, и опять Гавриил. Рядом друг около друга две святые Анни. папизькому стили

...Хотя двух одинаковых памятников на кладбище не найдется, и среди них выделяются несколько типов надгробий. Например, распятие на тумбах-колоннах с пилястрами и декорированными капителиями - такие надмогильные памятники, как можно понять из текстов эпитафий, возводили в конце ХІХ - в начале ХХ века. Кресты, стилизованные под дерево жизни, напоминают придорожное деревянное распятие: та же выразительно «тяжелая» монументальность, грубоватая манера резьбы с минимальным вниманием к пропорциям и деталям. А еще - использование в декоре символики, которая пришла из язичництва: круг с вписанным у него солярным знаком в руках святой Анни; восьмиугольные звезды на боками колонн.

Приблизительно в начале 20-х годов ХХ века памятники стали выше, а их выполнение - более утонченным. Колонны ставили уже не на каменную надмогильную плиту, а на широкий кубический пьедестал. На памятнике выделили специальное место для текстов. Около распятия устанавливали фигуры библейских персонажей. На протяжении следующих двух десятилетий надгробия набрали выразительной готичности - визуально «стали» легче, получили специфический вертикальный декор, достигли трех метров высотой. Крест остался на них одним из элементов внешней отделки, а центральной осью мемориальной композиции стала собственно скульптура. Она увенчала памятник и этим уподобила его к классическим образцам. Такую форму надгробия тудинского кладбища, отличаясь между собой насыщенностью декора и выполнением отдельных архитектурных элементов, сохранили к началу 90-х годов прошлого века. Более поздние захоронения (справа от церкви) выполнены типично - в виде вертикальной стеллы или гладкого креста - и порисованные масляными красками.

...Наша экскурсия кладбищем привлекла внимание мастера, который именно заливал надмогильную плиту на одном из новых гробивцив. Узнав, что мы осматриваем давние надгробия, господин Орест улыбнулся и сказал: «То все - Папизька робота...»

Династию скульпторов-самоучек Папижив искусствоведы открыли десять лет тому назад. Институт искусств национального университета Прикарпатья им. Василия Стефаника (Ивано-Франковск) организовал экспедицию из исследования особенностей мемориальной резьбы на территории Галичины. Пидгаеччина, богатая на исторические и архитектурные достопримечательности, вызывала особенную заинтересованность научных работников, поскольку слыла давнюю осередка художественного каменярства. Местные обитатели еще из XVI века разрабатывали залежи известняка в селе Голендри (10 километров от Пидгайцив) и использовали «белый камень» для хозяйственных потребностей - витесували плиты фундамента, ступени, столбцы заборов и калиток. Из того же таки известняка мастера ризьбили скульптуры в храмы, памятники на могилы родные. Изучая мемориальную скульптуру в разных местностях края, экспедиция выделила работы Папижив.

Точно известно, что Папижи поселились в Пидгайцях во второй половине ХІХ века, рассказывает участник экспедиции, кандидат исторических наук, преподаватель Института искусств Лидия Хом’як. Первый из династии каменотесов Гавриил Папиж, который работал в Старом Городе в 1890-1900 годах, начинал с резьбы канонических крестов. Со временем начал делать рельефное распятие на постаментах из грубо тесаного камню. Общая непропорциональность фигур, минимальная проробка черт лица, плоская орнаментика - такой была техника резчика Папижа первого.

Ремесло отца переняли двое из пяти его сыновей. Старший, Андрей, творческая активность которого пришлась на 1920-1930 годы, увеличил высоту креста, предоставил постаменту подобия к античной колонне, в нишах на ее гранях разместил изображения святые. Но в конце концов мастер заменил распятие фигурами святых. Он предложил устанавливать скульптуры «на название покойника»... Новация прижилась еще и потому, что каменные лица вытесывались подобными людям, на чью честь были сделаны. Фактически Папиж второй ставил скульптурные памятники умершим.

Михаил, младший сын Гавриила, заступил брата в 40-60 годах ХХ века. Папижа третьего односельчане вспоминают как самого способного в воссоздании человеческой фигуры в камне. Мастер усовершенствовал уже сформированные образцы, расширил иконографию скульп¬тур, создал многофигурные мемориальные композиции. Появление последних было художественным ответом на утилитарность надгробий... Но настоящим «прорывом» Михаила Папижа было то, что он поднял на постамент человека, - мастер отметил память отца портретной скульптурой. Достаточно смелое решение как для местечкового кладбища того времени: на обломке камня, устало подперев председателя рукой, сидит крестьянин в простой свите, а около его ног лежит долото.

Семейную традицию резьбы в камне продлил сын Андрея, ученик Михаила, Илья Папиж. Ему удалось обобщить опыт предыдущих поколений каменщиков, развить технологическую ловкость, внедрить новые композиции надгробий. Новация Папижа четвертого - скульптуры, отделенные от постаментов, заземлены, приближены к зрителю. Благодаря мастерству, приобретенному на протяжении четырех десятилетий (60-ые годы ХХ век - первое десятилетие ХХІ век), Илья Папиж вышел на профессиональный уровень. Кроме меморий на тудинскому кладбище, он создал несколько скульптур на фронтон церви святого Юра (конец ХІХ века) в Старом Городе и несколько десятков светских памятников в Пидгайцях и околицах города. Среди них - монументы украинским героям, памятник в честь отмены барщины, памятный знак на месте публичной казни мещан (отсюда и название улицы - Утратниця). По собственной инициативе мастер возобновил колонну Святой Анни (1883 год) на месте исторической битвы войск Вещи Посполитой с казаками-дорошенкивцями. Последнюю свою работу, мемориальную композицию братской могилы воинов УПА на Тудинци, Папиж четвертый сделал два года тому назад. Старику помогали сын Андрей и внук Назарий, также скульпторы (оба получили профессиональное образование). Сегодня 86-летний мастер является первым наставником для пятого и шестого Папижив, невзирая на то, что молодые мастера работают уже с гранитом и мрамором. Династия длится.

...Еще в 1999 году научные работники обратились в Государственный департамент из сохранения национальных достопримечательностей с инициативой предоставить кладбищу в Старом Городе статус музея-некрополя. Но, которые и большинство подобных инициатив, ее оставили без внимания.

1личакив - сокращенно от «Личакивский кладбище». Известно мемориальное кладбище во Львове, существует с 1786 года. С 1991 года - государственный историко-культурный музей.

2предстоячи - малые скульптурные формы, преимущественно библейские персонажи, какие встановлю-валися около основы распятия. Характерные для деревянной и каменной скульптуры народных мастеров.

 

 

 

 



Переглядів: 1099 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |