П`ятниця, 21.07.2017, 13:49Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Листопад » 11 » Пока гудит рахманский звон
23:50
Пока гудит рахманский звон

Пока гудит рахманский звон

Ця публикация отображает одну из красивых карпатских легенд, что оказалась в поле зрения многих исследователей, научных работников. Легенда объясняет, почему у гуцулов существует два Пасхальные и почему на писанках они рисуют знак неоконченной дороги.

«Бом-м, бом-м-м - слышите? Тс-с-с!», - старый гуцул прикладывает палец к устам, а ухо - к камню. Мужчина закрывает глаза, несколько минут лежит неподвижно на земле - прислушивается, что делается в карпатских глубинах. А затем начинает напевать какую-то очень знакомую мелодию. «Что это?» - спрашиваем. «Гудят звоны рахмански», - говорит он.

Два Пасхальные

«За очень давним обычаем, - начинает рассказ Михаил Ванджурак из Верховини, - гуцулы дважды празднуют Пасху. Сначала - Воскресенье Христово. А через двадцать пять дней после Пасхи - Рахманский Пасха. В этот день в горах можно услышать музыку звонов - достаточно лишь выйти на какую-то из вершин и припасти ухом к земле».

Обидва праздники, растолковывает он, тесно связанные между собой. В день Пасхи, после того, как семья позавтракает свяченым, хозяйка (хозяйка) берет скорлупу освященных в церкви пасхальных яиц и писанок и пускает ее на воду - в поток или в реку. Считается, что за три с половиной недели она доплывет в Страну рахманив и известит им о том, что пришло Воскресенье. Тогда рахмани и забьют во всех свои рахмански звоны.

«Пока шкаралупка плывет водой, она опять превращается в яйцо, - добавляет истории шарму господин Михаил. - И теми яйцами рахмани розговляються (прекращать пост - редакторшу)».

Свято - не свято

Обычно горцы учитывают на Рахманский Пасха, которая наступает четвертой среды по Воскресенью. Пытаются в этот день ничего тяжелого не делать, не резать и не шить, не копать землю. Кое-кто идет высоко в горы, чтобы услышать из-под земли позвенел. Говорят, что слышат его не все. «Для больших грешников земля нимой остается», - ставит в своем рассказе точку старый гуцул. Что-то побуждает нас тоже прижаться ухом к камню.

Ради справедливости следует сказать, что Рахманский Пасха - свято, которое в Карпатах понемногу свое отживает. Гуцулы в этот день действительно воздерживаются от работы, но по большей части формально наследуя обычай - немногие могут объяснить, почему так делается.

Блаженные люди рахмани

 «Легендам о рахманив, а они известны только в Украине, больше тысячи лет», - пишет этнограф Олекса Воропай в своем труде «Традиции и обычае украинского народа». Ученый считает, что Рахманский Пасха является остатком дохристианских верований украинцев. В начале прошлого века этот праздник был достаточно распространен: его описания собраны в Карпатах, на Подилли и Львовщине, на Киевщине и Полтавщини, на Черкащине и Херсонце.

Переводы, записанные в разных регионах, по-разному объясняют, кто такие рахмани и где они живут. Представления обитателей центральных областей Украины, за Воропаем, были такими: «Наш мир разделен на три части: небо, землю и подземное царство. Глубоко под землей, словно у рая, живут блаженные люди рахмани. Они не знают летоисчисления. Поэтому люди должны сообщать им о наступлении наибольшего земного праздника Пасхи, бросая в реки скорлупу из пасхальных яиц - и плывет к рахманив».

В Карпатах рассказывали несколько иначе. «Гуцулы повистують, что рахмани - это черци (монахи - редакторша), справедливые руснаки; они такой веры, как и мы, - записал знаток гуцульских традиций, автор пятитомника «Гуцульщина» Владимир Шухевич. - Они живут далеко на востоке в монастыре, где ведут богомольную жизнь. Мы благодарим им, потому что они искупают наши грехи, постятся целый год, скоромничают только тем, что на Пасху делят на двенадцати одно яйцо, которое приносит вода... Рахмани - сие наши кровные (родственники); поэтому старшие люди держат вплоть до Рахманского Пасхи строгий пост».

Прародичі украинцев?

Исходя из этнографических материалов, сторонники теории ариив трактуют рахманив как наших дальних родственников. Теперь есть несколько предположений, кем могли быть эти мифические персонажи. Например, арийской диаспорой в Индом. Или общественной кастой жрецов-брахманов. Окремишним племенем ли, которое обитаемый на самых восточных землях праукраинских территорий.

Есть попытки возродить празднование Рахманского Пасхи в новой ипостаси. Неоязичники связывают этот праздник с чествованием духовных законов Вселенной. А обряд пускания шкаралупи.з пасхальных яиц в реки, которые текут к морю, считают обменом информацией с духовными силами пращуров.

Сила традиции

Гуцулы, правду говоря, не слишком проникаются толкованиями своих мифов. Для тех, кто знает, достаточно и того, что Рахманский Пасха из дедов-прадедов отмечается как свято дальних родственников - людей праведных и богомольных, чьими молитвами и добропорядочностью на протяжении возрастов держатся горы Карпаты. Магия общения с ними заключается в особенной росписи писанок - на яичной скорлупе, которую бросают в реки, рисуют знаки бесконечной дороги.

Одна из гуцульских легенд предостерегает, что конец света наступит тогда, когда не будет расписано ни одной писанки, когда скорлупа не поплывет водой, когда рахмани не узнают о празднике и Карпатах не услышат подземные звоны. Поэтому горцы каждый год пишут писанки и празднуют вторую Пасху.

 

 

 



Переглядів: 1302 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2017 |