Вівторок, 23.04.2024, 22:17Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Прутик к прутику
10:56
Прутик к прутику

 

Прутик к прутику

Едва терпкуватий запах влажного дерева щекочет ноздри. Из-под острого лезвия випручуються и извиваются кольцами тонкие стружки - прут превращается в узкие ленты, готовые послушно лечь в кружевное плетиво. Из лозы и лещины, камыша и кукурузы в Карпатах выплетают хозяйственную утварь, игрушки, мебель. И даже домики - для котов.

На крыльце разложены клоки белого блестящего прута. В коридорчике на из-под вышитых полотенец выпирают свои бока корзины - так и просятся в руки. А в комнате кипит работа. Мастерица сидит на низкой скамье под окном, время от времени вытягивает прутик из какой-то из кучек, которые возвышаются на скамье, на столе и на полу вокруг нее, кладет на колено и тешет - как из яблока шкурку, снимает из него слои древесины. Когда прутик становится тонким и гладким, смачивает его в ведре с водой и начинает плести. Пальцы мастерицы ловко вкладывают ленту между вертикальными патичками, что ими ижачиться какая-то причудливая конструкция. И что с того будет? «Клищук на малину, - говорит, будто читает мысли, бабушка. - Идем по кругу, все почерез два килле2, а в конце довязываем ручку».

Явдоху Винтоняк в поселке Космагч (Косивский район Ивано-Франковской области) знают как мастерицу, что «пиввику плетет». Ее корзинами из лески (лещины) пользуются почти в каждом доме. В больших кошелях носят скоту траву, хранят огородину. С более малыми - клищуками - ходят по ягоды и грибы. А в совсем крошечные козубки составляют мелкий кухонный реманент и шитье.

Госпожа Ядзя действительно большее полвека занимается плетением. «Килько дадите мне лет?» - хитро смотрит прищурясь старушка. Напрасно угадывать: на свои 96 она никоим образом не выглядит. Мастерица рассказывает, как училась ремеслу у своего «брачного» мужчины Семена, как его в начале 1940-х «забрали немцы», и ей с двумя детьми не осталось ничего другого, как попробовать викинчити начатые мужчиной кошели. Их купили и заказали еще... Если бы не умение плести, кто зна, выжили ли бы они в войну и на ссылке. Мастерство матери перенял старший сын Петр, которому недавно исполнилось семьдесят лет. Сегодня Винтоняки - единственные в Космачи мастера, которые владеют секретами лески.

...Работа требует тщательности. После того, как прут разделяют по длине на две или три части, поверхность каждой зачищают ножом к идеально ровной. Необходимо, чтоб такая «нить» была одинаковой толщины по всей длине. Короче, чем метр, а также такие, которые имеют горбы и «глазка», видбраковують - «к п’еца». Пригодной к плетению оказывается фактически лишь треть заготовок. Перед тем, как взяться к лутини, их на несколько минут опускают в подсоленную воду - так дерево набирает дополнительной пластичности и на десятки лет хранит свой светлый, солнечный цвет.

Мішки, корзины, гобелены

.у второй половине ХІХ века в Галичине появились школы и мастерские, где учили плетению из разных естественных материалов. Одна из первых таких школ была открыта 1879 года в селе Нижнив Тлумацкого району Ивано-Франковской области. Здесь выкладывали особенности работы с ольхой, ивой и лещиной. Через десять лет художественное плетение как ремеслом овладевали уже в городах Коломыя, Косел (Ивано-франкивщина), Сторожинець (Буковина), Береговое (Закарпатье).

Как рассказал завкафедрой туризма Ужгородского национального университета Федор Шандор, в Закарпатской области популяризации плетения в начале ХХ века в оригинальный способ посодействовало Венгерское государство. Тогда венгерское правительство боролось с православием и запретило некатолическому населению устраиваться на официальную работу. Следовательно крестьяне вернулись к народным промыслам. Через несколько лет, демонстрируя лояльность к подопечным и пытаясь предотвратить взрыв неудовлетворения, правительственные чиновники уменьшили налоги для ремесленников-индивидуалов. А в селах Иза и Кошелеве Хустского району государственными средствами поддержали создание народных школ из лозоплетиння.

Приблизительно в то же время в Вишковому, что поблизости Тячева, освоили плетение из листьев сухой кукурузы, а в Берегивскому районе начали делать вещи из болотного камыша. И вот на ежегодных хозяйственных выставках-ярмарках во Львове, Коломые и Тернополе появились, кроме корзин, хлебниц и ковриков, плетеные чемоданы, детские колыбели, кресла-качалки, комоды, будуары и диваны. Публика не жалела денег на оригинальных - за формой, орнаментом, применениям - вещи. Это был «художественный взрыв» - в начале 20-х годов прошлого века в моду вошли плетеные деревянные украшения, ажурные панно, «гобелены».

Камышовое шитье

Где найти госпожа Ирму, которая плетет из камыша, в селе Вары (Берегивский район Закарпатской области) покажут даже дети. Ирина Вароди живет на улице рома, где в послевоенные времена осела часть путешествующего цыганского лагеря. Она - единственная на всю околицу и очень уважаемая мастерица. Каждый из варивчан считает за честь устроить экскурсию в мастерскую к госпожа Ирми для своих гостей-туристов (это село, где живут много венгров, постоянно принимает отдыхающих из Большой Венгрии). Возгласы увлечения, просьбы устроить мастер-класс и, наконец, закупка подарков - к этому всего женщина уже привыкла. Говорит, что иностранцы особенно охотно берут у нее легкие камышовые лари, высокие визерунчати вазы, комоды и... тапочки.

Свою работу сорокалетняя мастерица называет «шитьем», хотя то, как она выплетает тацю для фруктов, больше напоминает набивания ковра. Возможно, такое название отображает особенное свойство материала приобретать во время предыдущей обработки мягкости хлопковых нитей? Для этого камышовые стебли, высушенные и очищенные от шкурки, «пропаривают» - заворачивают в полиэтилен и выдерживают над кипятком не менее двух часов. После них пропускают сквозь жернова специальной машинки - «дялу», которая розпрасовуе стебли. Камышовые «нити» - серебристые, шелковистые на ощупь ленты, длиной до полутора метры (плетиво из них можно даже стирать). Отходов практически не бывает.

Лоза «на заборе»

Каждому региону присущий собственный стиль плетения, тогда как технология заготовки и приготовления материала, виды переплетений есть для них общими. «Локальные особенности плетения из лозы лучше всего проиллюстрировать на примере корзин, - объясняет преподаватель Института искусств национального университета Прикарпатья, мастер из лозоплетиння Инна Лобурак. - Косивски в подавляющем большинстве выполненные ажурным плетивом, с широкими загинками - декоративным бордюром из арок, что им вивершуеться изделие. Это, а также форма кошичкив - вытянутый в ширину овал - создает впечатление, что они очень открыты. Косивска лоза по большей части цела (прутик не расщепляют) и тонирована. Тогда как, например, в Изи - колотая (расщепленная вдоль), натуральных тонов, а цветные вставки творят орнамент. Изянски корзины - густого плетива, их высокие стенки не имеют ажур, преимущественно завершаются косами».

Але уже эта Иза: рай для глаз и удар по бумажнику. Экскурсия сюда не оставляет безразличным. Центральная улица села длиной в семь километров - сплошной выставочный зал. Вдоль нее, у ворот подавляющего большинства усадеб, тянутся ряды плетеных вещей. Местные обитатели, шутя называют свои экспозиции «рекламой на заборе»: кто из «чужих» не едет - останавливается. Чтоб пройти улицей до конца села и увидеть все, что здесь делают, нужно не менее четырех часов. А если еще и говорить с мастерами!.. Они охотно рассказывают о материалах и конструкциях, показывают заготовки и мастерские, раскладывают колоды фотографий с предложениями, отворяют каморки, где к потолку возвышаются десятки разновидностей того, что вам нужно. Хотите прилечь на плетеную софу? Поколисатися в кресле-качалке? Выбрать котомку? А смотрите-ка, какая полочка - просто-таки в вашу прихожую. Может, пидвазонник? Трипачка ли, крепкая, гибкая трипачка, что еще и внучкам доберется - ну, как можно жить без такой трипачки? Председатель идет оборотом...

«В нас всех плетут, - отмечает сельский председатель Изи Иван Пристая. - Так и пишите: все - от старика к малому, от священника к вийта». Детей вовлекают в работу с трех лет - учат чистить прутики. В 10-12 лет они уже оплетают бутылки. Такие сувениры считаются визиткой Изи - их делают только в этом селе.

Каждый год, на следующий день после Покрови (14 октября), вся Иза - две с половиной тысячи дворов - выходит на поле. Целый день крестьяне режут ивовый прут. Потом опять все вместе чистят его и проваривают в огромных чанах. Совместная работа - общий праздник: столы с угощением вдоль улиц, музыка и танцы целую ночь, вплоть до утра... Говорите, горы дымят? Но то в Изи лозу варят.

1 Бамбетель - комнатная скамья со спинкой, которая в то же время выполняет функцию ларя. Вещи составляют под откидную стильницю лавици.

2 Килле - колья, или стояки.

 

 

 

 



Переглядів: 2023 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |