Четвер, 25.04.2024, 01:26Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Жовтень » 13 » У Коломыи трамвая не было
20:40
У Коломыи трамвая не было

У Коломыи трамвая не было

Эйфелевая башня для Парижа - почти то же, чем для Коломыи в новом тысячелетии стал Музей писанки. Он найрозкручениший из новочасних символов города: каждому бросается в глаза необычная архитектура с уписаной в фон сооружения громадной писанкой. В действительности же Коломыя интересна не только Музеем писанки, Музеем народного искусства Гуцульщини и Покуття или Музеем истории города. Первое упоминание о Коломые датируется 1241 годом, 600 лет тому назад она уже имела Магдебургский правый...

 какой... течет

Со времен средневековья в Коломые существовал деревянный оборонный замок (известный из ХV века). Теперешнее середмистя - территория прежнего старинного замчища, которая была пообношена стенами (деревянные клети в сруб, заполненные втрамбованой землей). Замок имел две башни и трое врат. На территории замка существовала каплица с иконой Матери Божьей Коломийской, которая теперь находится в Польше. Замок просуществовал до 1778 года - уже после распределения Польши новая австрийская власть приказала его разобрать. В настоящее время о нем говорят лишь названия улиц: Замковая, Валовая. Да еще иногда во время строительных работ выкапывают из земли фрагменты деревянных стен, детали старого оружия или предметы быта коломиян из предыдущих веков.

С приходом австрийской власти в 1788 году был закрыт и доминиканский монастырь. На землях, которые принадлежали этому ордену, в начале ХІХ века поселили немецких колонистов... На месте же монастыря 1855 года была построена Свято Михайловская церковь, освященная аж шестого августа 1871 года (от 1994 года - Кафедральный собор святого Архистратига Михаила Коломийсько-чернівецької епархии УГКЦ)...

Из-под церковного престола вытекает источник. Его называют Кляштором. Сюда по воду, которую берегут два мраморные янголи, ходит или не Пив-коломии. Хорошая вода, целебная.

В давние времена центр Коломыи, не говоря уже о предместье, имел вид большого села: одноэтажные, по большей части деревянные дома. Лишь из второй половины 1800-х годов город начали застраивать каменицями. На то время для планомерной застройки при городском правительстве был создан так называемый инженерный отдел. Благодаря продуманному труду архитекторов, Коломыя конца ХІХ века начала изменять свой внешний вид.

Монастирок, возрожденный из пепла

Самой давней из существующих сооружений Коломыи является деревянная Спасская (Благовищенска) церковь, построенная в 1587 году. Она имеет еще и другое название - Монастырки, потому что когда-то входила в комплекс монастырских сооружений. В 1589 году во время татарского нападения и церковь, и монастырь, и целая Коломыя была разрушена и сожжена, а обитатели, за высказыванием хрониста, «витято впень». Монастырь уже не отстраивали, потому что монахи разошлись, но церковь таки подняли из руин. Длительное время она оставалась единственным храмом в Коломые...

Спасская церковь сначала имела прямоугольную форму. Аж в 1709 году с востока и западу к ней достроили два крыла, а 1845 или в 1846 году из юга были достроены центральные входные двери. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и росписями. Первобытные из них не сохранились. Теперешние же базируются на росписях, которые сделали коломийски художники еще в 1648 году. Следующие вмешательства во внутреннюю прикрасу храма (а их осуществляли на протяжении 1763-1852 годов, а также в первой половине ХХ века) были направлены лишь на поддержку, закрепление, реставрацию существующих росписей. А в начале 1990-х коломияни спасли достопримечательность от грубой перестройки...

Коли еще Гитлер был подсобщиком

Нынешний центр Коломыи, сформированный главным образом во времена Австро-Угорщини,, благодаря своей архитектуре ставит город в один ряд с городами других стран Европы. Поэтому в советские времена здесь нередко снимали кинофильмы. На коломийских улицах кинематографисты фильмували то виды Швейцарии, то Германии, то Польши. Да и железнодорожный вокзал, который тоже сохранил в себе черты архитектуры Дунайской империи, не раз попадал в кинообъективы. Как-то в самом начале 1990-х годов во время съемок эпизода киноленты о Второй мировой войне на вокзал заехал пассажирский поезд «Москва-Ивано-Франковск». Говорят, пассажиры были шокированы, когда увидели на перроне эссэсовцев с автоматами, над которыми ветер покачивал красный флаг со свастикой... Собственно, некоторые краеведы пишут, что и сам Адольф Гитлер, который в юности пидпрацевував строителем, якобы что-то строил на этом вокзале и даже пил здесь пиво.

Железнодорожный вокзал в Коломые построен в 1865-1866 годах в ходе строительства железнодорожного пути львовские Черновцы; первого сентября 1866 года праздновали открытие Львовско-черновицкой ветви Цісарсько-королівської привилегированной железной дороги имени Карла Людовика. Кирпичный двухэтажный дом вокзала построен с сочетанием стилей неоромантизма и неоренесансу. Он испытал несколько достроек и реконструкции (1898, 1902, 2002 года). в 1941 году взрыв разрушил центральную часть вокзала...

Бій курантов слышали окраины

Однако сверх века символом Коломыи все же является ратуша. В городе она особенна, не похожа на другие ратуши, хоть это типичный атрибут городского самоуправления, где собирались советные. Построенная 1877 года на месте старой деревянной, она доминировала над тогдашней Коломыей, прихистивши в себе не только магистрат, а еще и пожарного сторожа, который караулил на балконе-галерее вокруг башни с часами. Стоило сторожу увидеть дым, как раздавалась команда, запрягали коней к специальной пожарной телеге, и бравые фоєрмани-пожежні  отправлялись спасать коломиян от огня. В послевоенные годы в помещении содержалось медицинское училище. С 1990 года в ратуше опять действует городской совет, здесь и апартаменты городского председателя.

А в вечернее время, во времена, когда Коломыя еще не знала электрики, прохожие подводили председателя кверху, чтобы на больших часах-курантах разглядеть, который час - на башне стояли часы с пидсвиткой - ее зажигал сторож тогда, когда и по всей Коломые загорались огни в фонарях. Впрочем, звуки часового боя раздавались далеко, даже за пределы города, и не очень было смотреть на часы, а лишь посчитать количество ударов. В начале 1990-х годов часы на ратуше, которые молчали в советские времена, «оживили», теперь из него звучит электронная мелодия популярной песни о Коломые.

Поки машинист опустошал гальбу В памяти старожилов, а еще в многочисленных фотоснимках сохранились воспоминания о Коломые как о городе, через центр которого проходила железная дорога. Она просуществовала восемь десятилетий: от 1887 до 1968 года. Линия узкоколейки тянулась от железнодорожного вокзала, через центр Коломыи (мимо самой ратуши), к реке Прут. Влеченье, переехав мостом, поворачивало направо. Преодолев из десяток километров, он тормозил в селе Слобода, в урочище Рапа, где добывали нефть. Эту локальную железную дорогу («локальку») строили английские инженеры, которые перед тем сооружали подобные железные дороги в Индом и других британских колониях. Ею возили не только нефть-сырец, но и пассажиров. Еще и в настоящее время сохранились сочные сказы о том, как городом ехал паротяг, грохоча так, что вздрагивали все близлежащие здания, и выбрасывая лоскуты густой жирной сажи, которая обседала все вокруг, в том числе и стены ратуши. Близ ратуши была остановка: машинист шел пить гальбу бочкового пива, которым торговали на рынке, а между тем пассажиры (по большей части крестьяне из близлежащих сел, которые приезжали торговать) усаживались со своими бесагами во влеченье, чтоб добраться домой. Среди пассажиров были и гимназисты, в частности и будущий классик польской литературы, уроженец Слободы Станислав Винценз. О «локальку» сохранились много анекдотов...

На началу ХХ века в Коломые существовал вид туризма, который назывался чевнярством. Желающие могли поплавать лодкой по Пруту у моста, а могли и отправиться в более длительное путешествие рекой вплоть до Черновцов. Оттуда лодочники возвращались влеченьем, а лодки к Коломые везли конями. Были и немало перевозчиков, которые то плотами, то лодками переправляли людей через реку. Обветшал тот послевоенный вид транспорта.

1 Кляштор - из польской монастырь

2 Подсобщик - неквалифицированный рабочий, который выполняет вспомогательные работы на строительстве

3 Фоерман - галицкий диалектизм, от немецких Feuer (огонь) и Mann (мужчина); в действительности Feuermann в переводе из немецкой значит кочегар.

4 Гальба - галицкий диалектизм, от немецкого halb, что означает половину почему-либо; гальба пива - немного больше одного литра.

5 Бесаги - две полотняных сумки, соединенной длинными ручками, которые носили перебросив через плечо.

 

 

 



Переглядів: 1383 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |