Субота, 20.04.2024, 00:54Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Золочив.
10:48
Золочив.

 

Золочив.

Золочив, вероятно, имеет какой-то тайный магнит, существование которого осознаешь только что тогда, когда попадаешь к городу в третий раз, углубляешься в его возрасты и улавливаешь особенный хороший шарм его людей, когда начинаешь донестями рассказывать об этом городе кому-либо с ним не знакомому, но совсем не можешь вместить его в выстроенные колонки текста. Можно уверенно сказать, что этот магнит спрятан в Золочивскому замка. Но он здесь точно не один. Есть давняя церковь святого Миколая с росписями Модеста Сосенко; изыскан костел; Золочивский двор, известный теперь как Дом для убогих... Мы же рушаем к цитадели с удивительным свойством: высвобождать от времени и места.

Теперь Золочивский замок окружил город. И все же может показаться, что он где-то вне поселения, потому что и в самом деле выделенный на своем холме, который здесь называют Кемпой. Когда-то большая спасительная куча («кемпа» на польский манер) земли, окруженная болотами и омытая двумя реками, стала идеальным местом для нового замка, построенного Собескими. Теперь напрасно искать и следа болот: современная застройка выросла на осушенных территориях. Реке Золочивка подвинули русло, Млинивку закули в бетон. А замок почти не изменился. Его особенность именно в том, что он сохранился почти полностью из XVII века: валы, бастионы, по углам чудесные вежечки-кавальери с родовыми гербами Собеских, въездные врата, террасы (остатки итальянских парков) - внешне, и Большой и Китайский дворцы - внутри. Замок сохранился как крепостной комплекс, который совмещал оборону и жилье (архитектор, к сожалению, неизвестный). Есть специальное название для таких замков: «palazzo in fortezzo» (то есть дворец в крепости, из итальянской). Такие же стены можно увидеть в Падуи. И еще разве в Петропавловский крепости в Санкт-Петербурге, но она более позднего происхождения. В других местах позалишалися преимущественно фрагменты. Недаром правдивый отец замков Львовщины, директор Львовской галереи искусств Борис Возницький заметил, что удивить людей в Золочивскому замка можно не Большим и даже не Китайским дворцом, а именно оборонными сооружениями. Недаром архитектор XVII века Наронович-на¬ронсь¬кий писал, что не есть ничего более красивого в архитектуре, как красиво сформирован вал...

Взошедши на Кемпу, можно познать неисчерпаемость ограниченного валами квадрату земли (со стороной 110 метров внутри, 135 зовни), на котором так явно отражались исторические изменения. Еще до недавнего времени жительнице Золочева по привычке называли замок не иначе, как тюрьмой. Здесь и в самом деле почти века изменялись тюрьме: австрийская, польская, застенки НКВС и гестапо, советская тюрьма. Перед тем были казармы австрийского войска...

То, что в настоящее время, - древность, в XVII веке было образцом новейших достижений форты-фикацийного строительства. Такой тип оборонных укреплений, когда совмещаются рельеф местности и создано людьми, называют неоголландским. Мощные стены имеют почти полтора метра ширины, и изнутри их подпирает насыпной земляной вал - 12 метров в основе. Пробить такие стены пушечное ядро не могло. С другой стороны, это не та фортификация, где пересиживают наступление врага. Золочивский замок - крепость бастионного типа, который предусматривает взаимодействие укреплений и вооруженных людей. По четырем углам стен - удлинены выступления, бастионы. И размеры, и форма просчитаны так, что вокруг замка нет «мертвого поля», все простреливается. Врата имели отдельное дополнительное укрепление - равелин.

Это действительно была неприступная твердыня. Странствуя через Золочив к востоку в 1671 году, разведчик короля Франции Людовика ХІV Ульрих Вердум записал: «Замок на высоком горбе, хорошо укрепленный валом из земли и бастионами из каменных плит и рвом». А в следующем, 1672 году крепость первый и единственный раз, после шестидневного ожесточенного боя, не выдержала нашествия десятитысячного турецкого войска. Возможно, лишь потому, что хозяин именно защищал Кам’янець и забрал с собой наикратчайшее вооружение. Уже в 1675 году замок устоял при сильном штурме татарской орды Аджи-гирея.

...Один из двух синел Якуба Собеского, Ян, прославит род, став королем и получив много военных побед, самая яркая из которых, - под Веной в 1683 году, что фактически спасла Европу от турецкой экспансии. Крещенным отцом его сына Якуба от брака с красавицей-француженкой Марией-Казимирой будет сам Людовик ХIV.

...Две находки оказались просто захватывающими: гардеробные и отопления.

В то же время, как в замке французского короля Людовика XIII в Бургундии гардеробная была просто себе креслом с выносным ведром, у золочивских шляхтичей (тогда замок еще не стал королевской резиденцией) уже действовала специальная канализационная система. Канализационный стояк, вероятно, доходил до уровня грунтовых вод. В каморке есть специальный залом, где друг напротив друга размещены вентиляционные отверстия. Кроме того, в описаниях значится, что деревянное накладное сидение обязательно обтягивалось кожей. Такие гардеробные размещались в угловых комнатах, которые служили гардеробами, причем на обоих этажах.

Система отопления также была хорошо продуманная. Тепло не просто шло кверху, а расходилось по стенам: до шести больших дымоходов по центру подсоединялись тепловые каналы и один дымоход обогревал одновременно четыре комнаты.

Большой дворец назначался на жилье хозяевам. Здесь ночевали лишь особенно почтенные гости. Другие поселялись в гостевом доме напротив. Двор в XVII веке был полностью застроен по периметру. Деревянная застройка не сохранилась. Следовательно, теперь здесь можно увидеть традиционную дворцово-парковую резиденцию образца второй половины XVII - первой половины XVIII веков, когда уже проходит опасность татарских нападений и главной становится импозантность дворца. Французский парк: симметрия клумб и аллей, скульптуры, бассейн - шарм пространства и четких линий.

...Реставрируется для экспозиции громадная (почти 10 на 11 мет¬рив) картина «Битва под Заборами» Мартино Альтамонте из цикла, выполненного на заказ короля Яна ІІІ Собеского. Хотя и теперь в Большом дворце есть на что посмотреть. Например, оформленные в стиле охотничьей комнаты большие сени на втором этаже. Здесь находится самый давний на территории прежнего Союза ископаемый раритет - фрагмент хряща ихтиозавра, а также остатки мамонта.

Это - изюмина. Это - эксклюзив. Ведь китайских дворцов, таких распространенных когда-то в Европе, осталось лишь три: Ораниенбаум под Санкт-Петербургом, Сан-Суси в Германии и Золочивский - к слову, самый давний. Кто его построил - неизвестно, но ротонду датируют XVII векам, а уже пристроены партер - XVIII-м. Нужны немного воображения, чтобы разглядеть в нем черты Поднебесной империи. Распространено тогда «шинуазери» («под Китай») мало напоминало настоящее искусство Востока.

Мода на «китайщину» (под которой понималось все восточное) завладела Европой, когда завершились глобальные войны с тюрками, а освоенные голландцами и португальцами морские пути приблизили к европейцам восточную продукцию: фарфор, чай и много другой экзотики. Признаком хорошего вкуса считалось мать китайские кабинеты, а среди более богатых и амбитниших - китайские дворцы. Многочисленные восточные сувениры нуждались в отдельном пространстве.

Поскольку ни описаний интерьеров, ни аутентичных вещей не осталось, то Китайский дворец в Золочеви преобразован на Музей восточных культур, который открыто в 2004 году. Созерцать всю эту красоту - набирать одинакового с художником веса для вечности. Так гласить китайская мудрость. Обрамление экспозиции - взаемовпливи Украины и Востока. Удивительное панно, аппликация шелком по шелку «под Китай», расскажет, как неизвестен автор XVIIІ века представлял далекую «страну рая на земле»: и груши на пальме, и драконы из индюка и утки, и китаянки, похожие на украинок. Мумия сокола и фрагменты саркофагов, фигурки ушепти (помощники в потустороннем мире) - это оригиналы из Египта. А Япония!.. Например, японская лака - панно, изготовленное по сложной, трудоемкой технологии. Представлено оно в жанре якузи-е, то есть сценки из театра кабуки. Представьте себе, чтобы сделать такое изделие, нужно было выдержать технологию, само описание которой длинное, как чайная церемония. Достаточно отметить, что на поверхность наносилось от тридцати до трехсот рдел лаку. Изготовляли его из специально обработанной живицы японской сосны (лакового дерева), использовали только три естественных красителя: черную сажу, красный окисел меди и золотой порошок. И творилась лака исключительно на кораблях в море, где минимум песка и пыли, а каждые 10-15 рдел зашлифовувалися морскими камнями и высушивались в деревянных шкафиках сосновым дымом. Или графика Кунисади Утагави по рисовой бумаге, которую невозможно повторить. Ведь кисти были сделаны из шерстинок, взятых из хвостов крыс такого вида, которого теперь нет...

Несколько больших камней, наибольший из которых весит свыше девяти тонн, лежат во дворе Золочивского замка. На них - загадочные нерасшифрованные надписи готическим шрифтом, которые условно датируют концом XIV - началом XV века. Камни привезли в 2000 году из леса вблизи села Новосилок. Никакие легенды отыскать не удалось, разве лишь слухи о плохой славе, например, что около них к путникам трогается блуд. Говорят также, что эти камни во время войны разыскивали секретные немецкие службы. Почему?

Поиск версий о происхождении камней привел, в частности, и к... тамплиеров. Допускают, что зашифрованная надпись может хранить тайну сокровищ этого ордену. Около Новосилок в XІV веке было венгерское поселение (кстати, в Венгрии есть места, связанные с тамплиерами), сохранилась руина старого замка с мощными мурами у озера, а околицы поросли терням. Это совпадает с описаниями замков тамплиеров, которые строились на берегах водоемов, потому что существовали какие-то тайные комнаты, которые на время опасности можно было затопить. Особенным символом было терня и на одном из камней есть терновый венок. Есть также знак, в котором можно разглядеть чашу (тамплиеров связывают с тайной Грааля), а еще изображено ухо, тоже символический знак.

Тюремные времена Золочивского замка были неоднозначны. Австрийцы отпускали пленников домой на выходные. У поляков режим был более суров. А за НКВС это место стало страшным. В 1941 году, перед вступлением немцев к Золочева, в стенах замка казнили узников. Тела расстрелянные сбрасывали просто из окон. Немцы заставили евреев раскапывать заполненные людьми ямы: из 649 замученных родственники смогли узнать менее сорока. А затем немцы расстреляли этих еврейских мужчин под стеной замка, их была около сотни.

Люди, рискуя жизнью, полвека хранили документы об арестах, найденных в замке, они имеют в памяти истории, которые трогают к слезам...

В Большом дворце есть отдельная комната с тюремной экспозицией. В замковой каплице Благовещения дважды на год правляться Службы Божьи, а в Каплице-памятнике около замка в первое воскресенье июля - панихида...

И в завершение

Людям, что уже двадцать лет подряд в стены замка возвращают семнадцатое столетие, его история открывается в разный способ: через известные фонды Александра Человского, в частности, инвентарные описания Золочивского замка 1738 и 1768 лет, через собственноручно откопанных, виднайдени, воспроизведены вещи, через интуитивные озарения и логический анализ, через самые разнообразные книжки от коротких правил строительства в Польше XVII века и изображения жизни польской шляхты к тайнам ордену тамплиеров...

Современные «обитатели» замка, коллектив музея - это его рабочие руки и его живой дух. Герой Украины, обладателя десятков высоких титулов, восьмидесятилетний Борис Возницкий встретил нас с ведром песка в руках. Он и каменщик, он и маляр, как и вся музейная команда, которая умеет работать не только председателем. А если бы не делали сами, то ничего бы и не было. Энтузиазм - главная движущая сила возобнови Золочивского замка. Хотя своих спонсоров здесь вспоминают часто и с благодарностью.

Ступаем на мостик, оставив позади главные врата. Перед нами - равелин. Разрушено в XVIIІ веке оборонное укрепление теперь отстроено. А что равелин сегодня готов до встречи не врагов, а гостей, то имеет обзорные площадки наверху и ресторан внутри, где можно отдохнуть, все обдумать (а то и записать), попробовать насыщений или посмаковать напоил. И вернуться в свое время - более богатыми, как минимум, на несколько веков.

Золочив - районный центр Львовской области. Расположенный на 70 километров восточнее от Львова. Музей-заповедник «Золочивский замок» - филиал Львовской галереи искусств. Открытый ежедневно, кроме понедельника, с 10 (в воскресенье - с 12) до 17 часа.

 

 

 

 



Переглядів: 1292 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |