Фрірайд -безопасность во время екстриму
- Что нужно знать и как подготовиться к катанию на склонах? В первую очередь - это опыт катания. Чтобы начать кататься вне трасс, необходимо иметь достаточно высокий уровень катания, особенно на целине и в условиях агрессивного рельефа (узкие кулуары, скальные выступления, крутой склон). Если у человека уже есть серьезный опыт, она уверена в своих силах и готовится к внетрассовому спуску, я бы настойчиво порекомендовал тщательным образом выучить рельеф будущего спуска - за фотографией или из соседних участков склона. Опаснейшие участки потом попробуйте объехать...
Теперь о потенциальных опасностях. В первую очередь это «подарки» погоды. Кататься вне трасс во время снегопада или дождю я бы не советовал. Намного большее удовольствие можно получить в хорошую ясную погоду.
Вторая опасность - часто смертельная - это лавина. За годы моей работы и практики катания я сформировал достаточно четкие правила. Позволю себе их привести. Не стоит кататься, если:
- за короткий промежуток времени выпало большое количество снега (больше двух сантиметров на протяжении часа);
- идет или прошел сильный ливень;
- был значительный ветровой перенос снега;
- это длительный холодный и ясный период, который следует за интенсивными снегопадами;
- прошли сначала «холодные» (ниже «нуля»), потом «теплые» (выше «нуля») снегопады или наоборот;
- резко повысилась температура (около «нуля» или выше);
- в течение длительного периода (более суток) держится температура, приближенная к «нулю».
Попробую объяснить, как вести себя, если лавина все-таки взошла. Если вы попали в лавину, нужно действовать быстро, без паники. У вас есть одно преимущество перед лавиной: вы двигались на скорости, а лавина едва лишь начала движение. Поэтому воспользуйтесь этим преимуществом: вам необходимо резко увеличить скорость движения (ехать круто и прямо вниз), потом пологой дугой съехать в ближайшую безопасную сторону. Если же маневр не удался, попробуйте освободиться от всего лишнего (рюкзак, палки, лыжи...) и остаться на поверхности потока.
Что делать, когда оказываешься под снегом? Главное, не паниковать, нужно сгруппироваться, согнув колени и закрыв лицо руками. Когда лавина остановится, постарайтесь расправиться и отодвинуть снег от лица, создав воздушную камеру. Ваши главные враги - это паника, которая забирает силы и надежду, углекислый газ, который выделяется при выдохе, и небольшой запас воздуха. Выбраться из такой ситуации можно. Все зависит от вашего желания выжить и, конечно, ваших друзей...
Дмитрий СТЕФАНОВСКИЙ, директор компании Commandor, фрирайдер:
- Поговорим о том, чем отличается одежда и аксессуары для походов и катания по оборудованным трассам от одежды и аксессуаров для фрирайду (материал, крой, дополнительные приспособления и тому подобное). В целом, современная одежда для райдерив более свободна и более проста за дизайном, но при этом имеет большую степень защиты от капризов погоды и контакта со снегом. Особенное внимание уделяется таким элементам, как капюшон, манжеты, снежный передник, устройство вентиляции, перчатки, маска. Полностью оправдывают себя защита позвоночника и шлем.
Для ski-альпінізму и back-country изготовляются очень удобные современные модели альпинистской одежды. Они максимально легки и функциональны.
Кроме стандартного набора - одел, защита, рюкзак с содержанием - в больших горах, где существует реальная лавинная опасность, принято иметь при себе «джентельменский набор», который включает лавинный датчик, зонд и лопату...
Теперь несколько слов о неожиданностях (риски), которые подстерегают фрирайдера. Наибольшая неожиданность - это нехватка навыков, недостаточный опыт и недостаточная физическая подготовка. Они же увеличивают риск получить травму и навсегда потерять желание спускаться целиной. Фрирайд требует абсолютно другой техники и намного лучшей физической подготовки, чем рекреационное катание.
* Фрирайд - это как утро в детском садике - его долго ожидают и ежедневно готовятся...
|