Вівторок, 30.04.2024, 18:47Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 21 » Катамаран - для тихих и строптивых потоков
10:49
Катамаран - для тихих и строптивых потоков

 

Катамаран - для тихих и строптивых потоков

Современный этап развития водного туризма предоставляет екстремалу немало возможностей в избрании средства сплава. Традиционные на Западе диаметрально противоположные по своей сути каяк (одноместная байдарка) и рафт (большая надувная лодка для коммерческого сплава), появившись у нас, должны были бы вытеснить конструкции водников времен СССР. Однако, как ни странно, так не произошло. Наилучшие образцы отечественных сплавзасобив, что были вымышлены еще в 1970-80-ые годы, отстояли свои позиции, даже начали распространяться за границу. К ним можно отнести любимые у украинских туристов байдарку и, безусловно, спортивный катамаран.

...Первый вариант спортивного туристского катамарана появился в середине 70-х годов прошлого века. Автором идеи считают москвича Сергея Папуша. Изобретен сплавзасиб - это конструкция, которая состоит из двух надувных сигарообразных баллонов, соединенных с помощью металлического или деревянного каркаса. Идея оказалась настолько удачной и, без преувеличения, революционной, что, невзирая на отсутствие серийного изготовления, невзирая на сложности с индивидуальным пошивом, уже через 10-15 лет катамаран стал самым популярным средством сплава порожистыми реками. На нем удалось покорить самые сложные реки Алтаю, саян, Памира, Кавказа.

Конечно, со временем конструкция катамарана испытывала совершенствования. Традиционную посадку для спортивных и более экстремальных образцов катамаранов заменили так называемые коленные упоры, которые сначала были жесткими, а затем стали надувными. Самая простая сигарообразная форма баллона для катамаранов увеличенной тоннажности трансформировалась в форму «верблюд» с утолщениями («горбами») в носовой и кормовой частях. Улучшалось качество материалов, появились так называемые монобаллонные катамараны, были модифицированы клапанные отверстия, через которые напомповуеться воздух, разработаны дополнительные мелкие удобства. Однако, так или иначе, и в настоящий момент в самых современных образцах этого популярного туристского сплавзасобу можно узнать основные черты изобретения Папуша.

Следовательно, нам уже известно, что современные потомки изобретения Папуша отмечаются большому разнообразию как внешнего вида, так и строения. Основное их отличие заключается в разных типах баллонов. По способу наполнения воздухом они разделяются на баллоны с внутренними емкостями и монобаллоны. За количеством независимых элементов надувания баллоны делятся на одно- и многосекционные. За формой - на традиционных или измененных. По способу сидения - на баллоны с традиционной посадкой и коленными упорами.

Название «баллон с внутренними емкостями» значит, что каждый баллон катамарана, в сущности, состоит из двух, где один вложен в другой. Внешний при этом, как правило, сделанный из крепкой ткани и исполняет защитную роль. Внутренний - надувной. Его функция такова же, как и у автомобильной камеры. Он удерживает воздух под давлением и таким образом предоставляет внешнему баллону нужной формы. В том же случае, когда баллон герметический, без дополнительной внутренней емкости, его называют монобаллоном, а катамаран - монобаллонным.

Можно долго спорить о преимуществах и недостатках первых и вторых. Да, баллоны с внутренними емкостями в сравнении с монобаллонами являются тяжелее, менее удобными при сборе и обслуживании или транс¬портуванни. Зато они обеспечивают высшую надежность и защиту от повреждений, а также позволяют изготовлять баллоны сложной формы...

Наличие в баллоне катамарана двух или больше независимых секций опять-таки делают сплавзасиб надежнее в случае возможного повреждения. Если одна секция и потеряет воздух, оно останется в другой, что позволяет завершить сплав в аварийном режиме. Как правило, монобаллонные катамараны одинсекционные, а две секции и больше - преимущество катамаранов с внутренними емкостями.

Первые катамараны состояли из баллонов сигарообразной, то есть традиционной формы. Разница заключалась лишь в длине и диаметре надувной части. Но прохождение маршрутов на реках с большим росходом воды мощными волнами и «бочками» заставили разработчиков внести коррективы в конструкцию. Да, у катамаранов постепенно стали «утолщаться» носовая и кормовая части, и из обычной сигарообразной формы баллоны набрали так называемой формы «верблюд». При одинаковой длине утолщен нос та корма у катамарана из балонами-«верблюдами» позволяют вмещать больший объем воздуха и в известной мере защищают весляра от волн...

Существенной характеристикой катамаранов является объем баллонов. Его, как правило, измеряют в литрах. Увеличение объема приводит к увеличению тоннажности катамарана и, как следствие, к большей безопасности при прохождении препятствий. С другой стороны, уменьшение объема, как правило, позволяет лучше маневрировать сплавзасобом...

Вторым значимым фактором надежности катамарана является рама, которая скрепляет баллоны и предоставляет всей конструкции прочности. Рама должна удовлетворять два фактически взаимоисключающих условия. С одной стороны, она должна быть крепкой, чтобы выдерживать нашествие волн, из другого - достаточно легкой, чтобы не обременять конструкцию катамарана.

...Наиболее распространен вариант рамы - из алюминия или его сплавов. При этом большое внимание следует обращать на тип материала. Можем рекомендовать использование рамы из материала Д16т.

Самые простые рамы состоят из прямых отрезков труб. Однако для некоторых катамаранов нужные согнуты рамы, которые лучше формируют баллон, но в то же время вряд ли могут быть отремонтированы в производных условиях.

Теперь поговорим о способе крепления компонентов рамы между собой. Уже давно зарекомендовало себя как надежное связывание ра¬ми длинными полосками резины, нарезанными из автомобильных камер. Конечно, нужно немного попотеть, нарезая такие пасы, но этот способ связывания гарантирует прочность и гибкость конструкции...

Катамаран - командное средство сплава. И успеваемость сплава на нем зависит не только от мастерства каждого члена экипажа, но и от слаженности действий. Неоднократно бывало, что опытные туристы не находили общий язык и в результате их катамаранний экипаж не преодолевал препятствия.

Расскажем об основных, базовых командах, с помощью которых катамаран может осуществлять элементарные маневры. По команде «вперед» все гребцы синхронно гребут вперед вдоль бортов. Соответственно, по команде «назад» гребци также гребут вдоль бортов, но в противоположном направлении. Катамаран двигается назад.

Важными являются команды «налево» и «справа». При этом гребце на одном борти делают так называемые дуговые гребки, которые вынуждают катамаран возвращать, а гребци на противоположном борти, в зависимости от места их расположения на катамаране, делают или так называемые гребки-зачепи, или обратные гребки. По команде «равняй» экипаж должен повернуть катамаран строго за основным направлением течения.

Команда «стоп» останавливает выполнение предыдущей команды...

Рынок катамаранов в Украине не слишком разнообразен. Приобрести их можно главным образом у производителей. Найти у нас катамараны заграничного производства (например российские) сложно.

Следовательно, вы все взвесили и решили приобрести катамаран. В первую очередь нужно ответить на вопрос: как будет эксплуатироваться катамаран и для какого количества лиц он должен быть назначен.

Если ваша цель - простые походы спокойными реками, вы будете брать с собой много вещей, с вами будут странствовать ваши знакомые, деть, то наибольшей проблемой будет дотянуть все снаряжение к реке, а затем от реки. Тогда оптимальный вариант, наверное, - катамаран с монобаллонами традиционной формы. Такие конструкции легко выдерживают походы по рекам не выше второй категории сложности.

Если же цель - екстрим, вы ищете бурной воды и планируете расти и совершенствоваться в водном туризме, то подойдет катамаран формы «верблюд» с внутренними емкостями и надувными коленными посадками. При этом лучше, чтобы посадки уже предварительно были прикреплены к баллонам катамарана.

При покупке обратите внимание также на такие вещи: характеристики баллонов (о чем уже шла речь), материал, из которого сделан внешний баллон, качество склейки и качество выполнения швов. Не лишним будет собрать катамаран, чтобы проверить надутые баллоны на возможные дефекты склейки или пошиву.

Несколько слов о материале, из которого делают баллон. Современные производители преимущественно используют поливинилхлорид. Важной характеристикой является его толщина и плотность. На изделии указывают плотность в виде числа, совмещенного с названием материала. Например, ПВХ (то есть поливинилхлорид) 1085. Для год Карпат рекомендуют плотность от 700 единиц. Наконец, материал должен быть специализированным, предназначенным именно для пошива лодок, а не, например, изготовления баннеров или тентов.

К сожалению, производителей катамаранов в Украине немного. В первую очередь следует отметить киевскую фирму «Нерис», чья продукция на нынешнее время в Украине наилучшая. В арсенале разработчиков есть модели катамаранив-«двийок», «четверок» («шестерок») как простых монобаллонных конструкций, так и сложных форм типа «верблюд». Цена катамаранов «Нерис» не низкая (от 4000 до 6500 тысяч гривен), но качество изделий ей отвечает.

Еще одним производителем катамаранов является львовская фирма «Лодка». Львовяне специализируются на изготовлении монобаллонных конструкций и декларируют, что изготовлены ими катамараны за характеристиками не уступают аналогичным конструкциям с внутренними емкостями. Не будем спорить, а заметим лишь, что «Лодка» изготовляет разные за размерами катамараны - от хрупких «двоек» к огромным - на восемь лиц. Все они проще, чем в «Нерис», но и цена на них ниже - от 3200 гривен.

Известной среди парусных туристов является киевская фирма «Даки» , которая изготовляет качественные парусные катамараны. В линейке моделей «Даки» есть как маленькие модели для катаний выходного дня, так и достаточно большие катамараны для многодневных походов. Иногда у этой фирмы покупают конструкции без парусов. Качество изготовления на должном уровни, только вот цена «кусается». От 2700 до 6100 гривен стоят лишь баллоны, которые потом нужно доукомплектовывать рамой.

1видаток воды - ее количество, которое протекает через перерез реки в течение одной секунды.

 

 

 

 



Переглядів: 1546 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |