Пропонуємо
вашему вниманию интервью с Народным артистом Украины, выходцем из Гуцульщини
Богданом Бенюком. Поселок Битков в Надвирнянскому районе, где мы встретились с
актером, имеет историю, тесно
Поселок Битков находится в той
части Прикарпатья, где горы еще мягко низкие. Клива, Бубен, Гига, Дел - здешние
горбы немного высшие полтысячи метров. «Но это уже настоящая Гуцульщина», -
заверяет выходец отсюда Народный артист Украины Богдан Бенюк. Бе’нюк - с
ударением на «е» говорят местные. А свой поселок называют
Битькив. Это - Надвирнянский район. И центром нефтяного промысла в настоящее
время считают именно Надворную. Но так было не всегда, о чем рассказал актер,
когда мы встретились на его малой родине.
- В Битковых раньше нефть черпали
ведром. И именно здесь был центр промысла. Как у кого-то на огороде пробивалась
нефть, землю покупала добывающая фирма, а хозяин имел с того деньги. Малым я
слышал от старших: «Когда-то здесь будут волки выть». Не мог поверить. А теперь
так и произошло, потому что из этой земли випомпували
практически всю нефть. Пол села выехало на заработки за границу. В Португалии
имеем филиал Битковая.
- Пане
Богдане, вы временами приезжаете сюда к родителям?
- Моих родителей уже нет. Мама
умерла год назад, а папа - еще как мне было полтора года.
Остался
пустой дом?
- То не дом. То трехэтажный так
называемый «барак», общежитие, построенное еще австрийцами для работников
нефтяного промысла. Архитектура, кстати, своеобразная, альпийская. Домик можно
считать достопримечательностью. Та часть поселка, где я родился, так и
называется - Промысел. До 1946 года это был польский район. Когда поляков
выселили - вселили местных. Но для жизни это место непригодно хотя бы через
сильную загазованность. Да и бараки сверх столетних. Кстати, когда-то у них
была горячая вода, газ. Район освещал газовыми фонарями, а дорожки были
изложены бруком.
-
Следовательно, там работали польские нефтяные предприятия?
- В Битковые разработки вели не
только поляки, но и французы, американцы, австрийцы. Так даже называли районы
поселка: «американские бараки», «французские бараки»... Заграничные фирмы
привозили сюда своих специалистов. Местные же, понятно, не должен возможности
получить специальное образование, работали, скажем, на том же газолиновому заводе черноробочими.
- Близ
вашего дома стоит какое-то достаточно красивое здание...
- Сюда я ходил в детский садик.
Раньше это был дом польского господина Мухи. А дорогой ко мне домой вы должны
были увидеть еще одно добротное трехэтажное сооружение. То наш клуб, который
уже совсем обветшал. Построен он еще в 1923 году. При моем детстве то был
наилучший клуб в области. Он имел колоссальную многотысячную библиотеку. Сюда
на гастроли приезжали лучшие артисты СССР, я ходил на Штепселя из Тарапунькой и
так далее
- А как
так случилось, что вы с братом Петром стали артистами?
- Мы из малечку принимали участие в художественной самодеятельности.
В восьмилетнем возрасте я уже выступал на районном обзоре в Надворной. Вместе с
братьями пел песни из фильмов, скажем, из «Весна на Заречной улице». Это я вот такой малый заводил «У нас с тобой все ...». Нам даже заплатили суточные. Но, конечно, все
деньги забрал старший брат (нам лишь купил какого-то кораблика за 20 копеек).
Петру же было уже девятнадцать. Он ходил «на девушки», ему нужно было денег. А
если серьезно, то артистом я стал благодаря его. Это он осмелился поехать в
Киев вступать в театральный институт. Хоть мама не хотела. Она надеялась, что
около нее будет подмога, что Петр будет зарабатывать, пойдет в подземные
ремонтники (была здесь такая организация). Говорила мама: «Куда ты пихаешься?
Кто тебя туда возьмет? То же деньги нужно платить». Но брат был назойлив. И с
тех пор, как он вступил к институту, я уже ни о что другое не мечтал, кроме как
пойти той же дорогой.
- Вы
говорите, что ваш поселок гуцульске. Здесь еще сохранились какие-то сугубо гуцульски традиции?
- Такие вещи нужно искать где-то
выше в горах, дальше от цивилизации. А здесь оно уже почти растворилось. Хотя я
еще вспоминаю, как гуцулки гнали коров на горной долины, курили трубки...
Помню, что на свадьбах придерживались гуцульской
традиции пить одной рюмкой по кругу, говоря: «Пью к вам», и передавая ее
дальше. В этом был большой смысл. Ведь, во-первых, так люди не напивались. Это
теперь через час люди уже в таком состоянии, что немногие что понимает...
Во-вторых, пока рюмка обходила стол, гуцулы общались, пересказывали друг другу
последние новости, пели. Так как каждого - от невест к соседям - нужно было
отметить соответствующей песней. И только очень почтенных гостей (где-то так
уровня секретаря райкома) звали в амбар, наливали бокальчик, резали ломоть
закуски...
- Какие
они - ваши биткивчани?
- Но люди, как люди. Вот разве
расскажу такую историю. Когда-то в центре села стояла красивая деревянная
церковь (поляки на Промысле имели свой костел). При совитив, в 1971 году ее сожгли.
-
Специально?
- Ну, так, и знают, кто, и тот
мужчина потому умер наглой смертью... Но люди собрали деньги
и за три месяца, отмечаю, за три месяца построили новую деревянную церковь. А
чтоб никто уже не мог ее сжечь, порозривнювали
цинковые так называемые ваненки (тазики), и оббили низ здания настолько плотно, чтоб не могла
пролизти спичка. Кроме того, ночью освещали церковь
прожекторами и стерегли - каждый двор по очереди. Это длилось вплоть до
независимости Украины. Вот такие себе люди.