Кому нужны лысые Карпаты?
Экологическое сознание. Имеет ли для нас, поциновувачив туризма и активного отдыха, этот «сухой» срок реально повседневное значение? В который раз дискутируя над проблемой промышленных выбросов в атмосферу или несанкционированных смиттезвалищ в Карпатах, мы не всегда осознаем, что сами изредка «докладываемся» к неудовлетворительному экологическому состоянию гор. Поэтому открываем новую рубрику - «экология». Надеемся, она поможет в формировании нашей с вами экологического сознания. В этот раз ситуацию в Карпатах изображает Олег Адаменко - доктор геолого-мінералогічних наук, академик, профессор кафедры экологии Национального Технического Университета Нефти и Газа (город Ивано-Франковск).
- В течение многих лет в Европе и Украине проводились экологические аудиты. На 200 полигонах геоекологичного мониторинга специалисты собрали и проанализировали пробы почв, воздуха и вод. И, чтобы сказать, которой является ситуация в Карпатах - на фоне Европы и Украины в целом, достаточно взглянуть на общую экологическую карту региона. Украинские Карпаты сравнительно с бурыми пятнами загрязнения Германии, Беларуси или России выглядят, как зеленый оазис. Объемы промышленных выбросов здесь ниже, потому что значительно ниже является общий уровень индустриализации по сравнению с проблемными территориями Европы - скажем, западной Чехией, промышленными районами южной Польши, ячейками горно добывающей промышленности соседней Румынии и так далее.
- Но можно ли назвать ситуацию безукоризненной?
Олег Максимович Адаменко занимается геоекологичними исследованиями более чем полвека. С 1988 года работает в Ивано-Франковске заведующим кафедры экологии Национального Технического Университета Нефти и Газа, директором научно-исследовательского института экологической безопасности и природных ресурсов. С 1989 года проводит экологические аудиты в Карпатском регионе, осуществил сравнительные исследования окружающей среды в Чехии, Германии, Болгарии, Польше, Румынии. Автор многих проектов, неизменный участник научных конференций. Пошукувач путей защиты природы от техногенного влияния человека.
- К сожалению, нет, потому что существует проблема так называемых трансграничных обменов загрязненным воздухом. Атмосферные потоки с запада приносят большую часть вредных выбросов на территорию Западной Украины, ведь на протяжении 70-80 процентов времени европейские циклоны дуют в восточном направлении. Механизм этих «обменов» достаточно интересен. Ветры на своем пути с запада натыкаются на барьер - Карпаты. Образуются атмосферные завихрения, вредные вещества задерживаются в горах и предгорной местности. Следовательно, атмосфера выступает «посредником» в этом процессе и страдает больше всего. Но потом выбросы оседают, загрязняя растительную среду, почвы и воды. Кстати, наши соседи также «получают» кое-что от нас, хотя и втрое меньше. И на сегодня нет межгосударственных соглашений о возмещении убытков за трансграничное загрязнение окружающей среды.
- Поэтому на какую оценку «тянет» состояние окружающей среды в Карпатах?
- Скажем, Прикарпатью можно бы было поставить твердую четверку. Но это если не учитывать такие ячейки загрязнения как янтарь, Калуш, Ивано-Франковск, «благодаря» которым область за количеством выбросов на душу населения занимает в Украине пятое место (после Луганской, Донецкой, Запорожской и Днепропетровской областей). Поэтому однозначную оценку поставить сложно - горная часть значительно более чиста, чем низинная, а особенно города...
- Вредит ли карпатской окружающей среде постоянный наплыв туристов?
- В наиболее привлекательных для туристов местностях - природоохранных парках, заповедниках - проводятся исследования экологического состояния (так называемые оценки влияния на окружающую среду - ОВНС). Возьмем, для примера, верх Говерла. Согласно проведенному там аудиту, на вершину должны всходить не больше 200 человек на сутки, иначе будет происходить разрушение экосистемы. Но на Говерлу и дальше всходят тысячи желающие, и никто из нее не слезет, пока гром не грянет или молния не ударит. То есть следует каким-то образом регулировать туристические «нашествия» в самые популярные места. Все более распространенным становится «автотуризм», но зачем карабкаться на вершину на машине, загрязняя воздух и разрушая дорогу? Я считаю, что горы, в конечном итоге, для того, чтобы по них ходить...
- Горные территории постепенно переходят в частные руки. Это хорошо или плохо для экологической ситуации?
- В принципе, ничего плохого здесь нет, приватизация - закономерный процесс. Но в Карпатах она происходит в какой-то «дикий» способ - частные территории бережно охраняются вооруженными часовыми, но неизвестно, кто владелец. Там часто не разрешено пройти туристу, а иногда и научного работника не пускают... Приватизация должна быть прозрачной и урегулированной, а деньги лучше бы вкладывать не в перестройку имений, а в беспокойство об окружающей среде.
- Какой процент территории в Карпатах занимают заповедники?
- Около 15 процентов. В частности, на Прикарпатье действуют аж три национальных парки, еще один проектируется - это достаточно высокий показатель.
- Удовлетворительно ли работают природоохранные территории?
- Основная беда в работе заповедников - недофинансирование и недостаток научных сотрудников. А есть еще одна серьезная проблема: жители горных районов не заинтересованы в том, чтобы заповедные территории расширялись. Дело в том, что каждый заповедник должен содержать ячейки, в которых запрещено любое вмешательство человека в естественные процессы. У нас такого пока еще нет, потому что государство не в состоянии выплачивать компенсации тысячам обитателей заповедных территорий. Если запретить им пользоваться природными ресурсами - землей, лесом, - то они просто не должны будет из чего жить...
- Неужели на Западной Украине никто не занимается переработкой мусора?
- Это так. Мне, например, известная лишь одно лицо - обитатель Верховини, который делает попытки паковать мусор и вывозить его из села. С другой стороны, именно население настроено против заводов, где бы бытовые отходы сжигались. Хоть это и самый дешевый способ утилизации, он будет оборачиваться загрязнением атмосферы. Да и не каждому хочется видеть из своего окна трубы завода и тучи дыма.
- Вернемся к влиянию туризма на окружающую среду. Есть ли в первом хоть какие-то позитивы для екоситуации?
- Как ни странно, есть. Турист, который с удовольствием ходит в Карпаты и милуется их красотой, постепенно становится «экологически сознательным», воспитывает своих детей в том же духе. Во-вторых, туристы все чаще самостоятельно организуют экологические акции, пусть это и обычные «уборки» в Карпатах...
Можете назвать несколько карпатских уголков с самой чистой окружающей средой?
- Самые чистые - верховье Бистрици Солотвинской поблизости горы Сивуля. В 2002 году наводнения разрушили мосты на левых истоках реки, и с тех пор автотранспорт там не ездит, а правые истоки протекают через Гуту, закрытой для путешественников территорией президентской резиденции. Достаточно чистое верховье Белого Черемоша (он находится в пограничной зоне, где ходят не так много туристов), а также потоки Свеча и Мизунка - там, где сходятся границы Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей.
- А где ситуация с окружающей средой наоборот сложная?
- В районе Яблуницкого перевала. Там высокая демографическая нагрузка, а на самом позвоночнике вырублено много лесу. То же касается низовья течения Черного Черемоша, где стремительно развивается туристическая инфраструктура. А через расположенный здесь поселок Верховина идут тысячи туристов в маршруты по Черногори.
- Просуммируем...
- Я бы все-таки не делал грустные выводы. Во-первых, экологическая культура у украинского туриста не ниже, чем, скажем, в польского или немецкого - «дикари» где угодно найдутся. А вот образование действительно на высоком уровне - в Украине насчитывается 106 кафедр экологии. Исследования окружающей среды, проведенные на Прикарпатье, за обстоятельностью не имеют аналоги в Европе. И специалистам-экологам хорошо известно, что нужно делать для улучшения состояния окружающей среды. Правда, экологическая и туристическая культура населения растет быстрее, чем экономические возможности реализации необходимых мер.
|