Приготовление от Рождества к Рождеству
Рассматривая в рекламных буклетах, парадных фотоальбомах, глянцевых изданиях роскошные пейзажи Гуцульщини, неминуемо увлекаемся красотой этого инкрустированного края. Жизнь в горах кажется нам своеобразной сказкой - цветной и кое-что попсовой. Сами гуцулы на светлотах появляются усатыми крепкими бугаями в декоративных кресанях, широких ремнях, кресованих лаптях и с другими общеизвестными атрибутами. Жони их же - в запасках, красочных платках и с изысканными герданами, розложеними на шеях поверх желтоватых вышивок.
Но в таких строях горцев можно увидеть собственно лишь на снимках начала прошлого века, а в настоящее время - разве что на каких-то фольклорных фестивалях и редко в каком селе - на Рождество. Теперь они имеют обычный современный вид. Хотя духовная генетическая память все же осталась, она действует на подсознательном уровне. Потому что как паде снег, то гуцул слышит Рождество. С первой снежинкой в голове начинает коляда гудеть.
А приготовления к этому празднику в горах начинаются задолго до того. Оно вообще является непрерывным, потому что с последнего дня зимних праздников, когда происходит розколяда, и у кого-то из хозяев остается весь инструмент (трембиты, рога и так далее), который служил им на протяжении коляды, этот хозяин знает, что в следующем году от него будут начинать, и уже готовится.
Десь в начале лета появляются первые грибы, которые являются обязательным компонентом постного борща, который подается на Сочельник.
Заботятся о том, чтобы иметь к кутье собственный мак. Хотя, конечно, практически купить упаковку, но свое то свое, как говорят в горах. Лет десять тому назад селами прошлись «правоохранительные органы» и, якобы обвиняя газдив в контрабанде маковой соломки, заставили истребить все посевы. С того времени горцы более осторожны. Но что то за хозяйка, как не посеет где-то в неприметном месте несколько шнурочков той странной растительности без окон и дверей.
Еще более рьяным горный народ становится с приходом осени. Тогда заготовка делается не только к Рождеству, но и ко всей зиме. Потому что зимой гуцул мало что делает, лишь скот накормит и дров принесет к дому - и по всему. А вот осенью работает рьяно: нужно и картофель выкопать, и орехи собрать, и яблоки пару дней рвать, ведь яблоки гуцулу - как глоток свежего воздуха. На Сочельник из сушениць варят взвар.
Однією из обязательных кушаний на Рождество есть голубцы, по-другому - крученики. Делают их из капусты, а, чтобы она сохранялась в течение зимы, ее квасят в больших деревянных бочках. Тогда этот овощ добывает удивительный вкус и пластичность.
На исходе осени каждый хозяин ставит на опецок (печь) большую кастрюлю, наливает у нее теплой воды, добавляет определенное количество дрожжей и несколько килограммов сахара, в соответствии с ожидаемым результатом. И вот эти компоненты должны бродить зо два месяца, а затем с того делают горивку (гонят самогон). Потому что что то за хозяин, который горивки в доме не имеет? Правда, в последнее время все больше горцев переходят на разрекламированные бренды, считая то элементом самолюбия. Но и в настоящий момент обязательно найдется гость, который попросит у хозяина «родного». Водка у горцев занимает достаточно заметное место - не в том смысле, что там одни пьяницы. За работой гуцул и капли у рта не возьмет, но как приходит свято, то «грех не выпить, или выпить не грех». Это отобразилось и в фольклоре:
Ой горивка, браки, пйеси, Горивка минеси. Как за любку напомню, Сердце мы кинеси.
Как есть водка, то и закуски нужны. А что может быть вкуснее свинины? Где-то так перед праздником Миколая горцы колют поросят и делают из них разные насыщения. В первую очередь из обожженной туши снимают сало. Широкими продольными полосами. Вместе с кожей. Позже его щедро осыпают солью и ложать на хранение в бирбиници (узкие деревянные бочки). Дальше отбирают ветчину, расчленяют все другие органы и так тщательным образом до того подходят, что ничего не идет в випс (в отходы).
Зимой на ватри из букових дров вялят мясо и удивительные колбасы, которые своим вкусом является несравненными. Как начинают праздновать, то от Миколая вплоть до Ивана Хрестителя, потому что в каждом доме найдется именинник.
.а дней за два к Рождеству гуцул идет к лесу по елку. Конечно, первого января празднуют и Новый год. Но елку украшают все-таки на Рождество. Новый год для гуцулов есть кое-что чужим, ведь подарки деть находят под подушками еще на Миколая, елку вбирают в игрушки на Рождество, а первое января - это лишь повод для не слишком пафосного застолья с переглядом новогодних мюзиклов.
.втим, в жизни горцев не всегда все так красиво. Цивилизация требует поспешного движения, а горами передвигаться нужно плавно и размерено, потому что каждый шаг нуждается в осторожности, а каждая окружающая краска - внимания, а потому гуцулы все больше и больше на долину спускаются, чтобы ходить более легко, забывая тот сочельник, когда из-за дымохода выглядывали, стесняясь дяди, что ужин принес.
Направду красивый край, хотя красок в нем чуть меньше, чем принято считать. Но дух Рождества жив, и именно он добавляет силы для последующего существования, потому что жизнь - то замечательно, а в горах - еще прекраснее.
|