замок из купюры
У Луцка нет надменной избыточности Львова, столичной спеси Киева или гвалта Хмельницкого базара. Луцк вообще небольшой город. Немного больше 200 000 жителей. Здесь тихо, чисто, спокойно. Такая же и язык лучан - неспешная волинянска. Здесь даже мятежные подростки в своих графити изображают виды родного города: следовательно, любят его, гордятся. И является чем.
Летописный Луческ
Главная достопримечательность и гордость города - Верхний замок, или Замок Любарта. Крепостей такого уровня сохраненности в Украине наберется не больше десяти. Но луцкий замок менее известен, чем достопримечательности Судака или Кам’янця-подільського. Его как будто не существовало для советских историков: о нем и словом не упомянуто в фундаментальной «Истории Волыни» (Михайлюк о.Г. и другие -львив, 1988), замка посвящено лишь несколько предложений в «Истории Луцка» (Кичий И.В, Михайлюк о.Г. - Львов, 1991). Странно, ведь именно эта твердыня охраняла столицу Волыни в течение веков...
Заглянем в историю. Люди поселились в этой местности над рекой Стир только что в Х веке. А в конце Х века на месте поселения был насыпан оборонный вал высотой лишь один метр. Так сильце начало превращаться в град . Как отметил в своей хронике польский летописец Ян Длугош, именно в 1000 году Луцк учредил киевский князь Владимир Святославович. Современные историки из Длугошем особенно не спорят: версия полностью вероятна.
В начале ХІІІ века дитинець превращается в княжеский двор, здесь вырастает первое каменное сооружение города - церковь Ивана Богослова, будущая катедра луцких епископов. Обитатели замка не только воевали, но и отдыхали. По крайней мере в шахи играли точно: археологи нашли резные костяные фигуры.
За времен Любарта
Каменный замок появился у Луческу все же позже, во времена правления Любарта. К слову, хоть этого князя называют литовским, он никогда не имел удел в Литве, лишь на Руси. Женился Любарт с Агрипиной, дочерью луцкого князя Андрея, получив от жены в приданое Луцкий удел (1331 год). В 1340 году Любарт из удела становится большим князем Володимиро-галицької Руси, а вскоре своей столицей избирает Луцк. 2 твердыни от 1545 году утверждает: «...иж напервей Великий князь Люборт почал бил тии обадва замки муровати, а на нем князь Свитригайло доконивал». На то время прошло уже 160 лет от смерти Любарта, и более ранних упоминаний о каменной твердыне история не сохранила.
Но возникает вопросы, которые «обадва» замки? Все верно: в Луцке была не одна, а две твердыни. Кроме собственно замка Любарта - Окольний замок, что примыкал к нему с запада и отделялся перекопом (рвом). Здесь жили мещане, которых княжеская резиденция вытеснила из старого дитинця. Доныне от этих городских укреплений сохранилась лишь башня Чарторийских и фрагменты стен. В отличие от Верхнего замка, остатки Окольника к туристическим маршрутам практически не входят - попробуй найти ту сохраненную башню среди путаной частной застройки. Впрочем, было бы желание, а ориентир в виде острой крыши башни увидеть не так и трудно.
Таинственная корона Витовта
...В 1392 году Луцк «навечно» переходит к Витовта Кейстутовича. Его правления в городе не забыли: популярный луцкий ресторан носит название «Корона Витовта», а среди городских топонимов есть еще Витольдив колодец. Князь часто бывал в городе, превратив его в своеобразную южную столицу Литовско-руской государства. Кейстутович учредил здесь католическую катедру и доминиканский монастырь, построил мосты и дороги, пригласил в Луцк вирменив, караимов и немцев. В замке появляется Владича башня, муры наконец запирают кольцо между всеми тремя башнями.
В январе 1429 года к Луцку съезжаются европейские монархи с 15 держал. Вот важнейшие из них: немецкий император Зигмунд, датский король Ерик IV, польский монарх Ягайло, большие магистры Тевтонского и Ливонского орденов, легат Папы римского Андрей, большой князь Московский Василий в сопровождении митрополита Фотия и князей Тверского и Рязанского, посол византийского императора Палеолога. Были и много других власть предержащих, а о семьях монархов, дворне и охране уже и не говорить. Всего в Луцк прибыло свыше 15000 гостей, тогда как местное население едва насчитывало 5000...
На этом средневековом «саммите» рассматривались важные проблемы: межгосударственные отношения, общая коалиция против все более сильной Османской Порты, уровни права для католической и православной церквей и... коронация Витовта. Папский нунций уже вез в столицу Волыни осыпанную бриллиантами корону - и то ли она где-то исчезла в дороге, или, как утверждает луцкая легенда, ее разрубили на куски и развезли во все уголки Европы. Так или иначе, стать королем Витовту не судилось. Ягайло решительно отказался считать Витовта самодержцем, хотя владения князя протягивались от Балтики к Черному морю. (Местные говорят, что польский король просто позавидовал красоте короны).
Правосуддя по-средневеково
Между тем Витовт образа не забыл: того же года князь приказал «утверждать» волынские замки, готовясь до войны с Польшей. Но отомстить не успел. Луцкая война вспыхнула через год после его смерти, в 1431 году, за правление Свидригайла. Целый месяц Луцкий замок выдерживал тяжелую осаду, пидлатуючи стены, которые раз за разом разрушала польская артиллерия, аж пока польский монарх с литовским князем не помирились.
А в 1436 году Высокий замок успешно штурмовали войска большого князя Литовского Сигизмунда. Легенды утверждают, что лишенный вотчины Свидригайло семь лет пас овец на Волощини, пока не получил опять любимый Луцк во владение. Мещане радостно встретили князя-изгнанника, и тот благодарно обдаривал подчиненных селами и имениями. При Свидригайла Луцк претендовал на объединительный центр всей Украины-Руси. В княжеском совете 1436-1438 лет заседали киевский воевода и подольский староста. Именно во времена Свидригайла Луцкий замок стал полностью кирпичным, с тремя башнями одинаковой высоты.
Втративши статус княжеской резиденции, замок стал ячейкой духовной, административной и судебной власти края. Подвалы башен служили тюрьмой, засуджених к смертному наказанию казнили на Замковой или Рыночной площадях. При замковом дворце было специальное помещение для допроса правонарушителей неблагородного состояния. Правосудие в те времена большее напоминало инквизицию. Да, в 1583 году несчастную служанку Настасии Охлоповской поддали пыткам, потому что девушка была свидетелем того, как Охлоповска убила своего мужчину Бориса. «...ее палач в Луцку здесь мучил, председателя остриг и косы уризал, раны на плечах и на боками, свечами пек... на драбино развязавши тягнул». Пытаясь скрыть правду, которая обязательно випливла бы, родственнике Охлоповской похитили девушку из тюрьмы, убили ее и вбросили тело к колодцу. А что же вельможная Настасия? После вынесения приговора ее взяли на поруки опекуны. А затем она еще долго судилась с родственниками убитого за имения.
Від княжеской резиденции к руине
Наши представления о том, которым был замок века потому, сильно приправлены сказочностью. Люстрации укреплений Луцка в XVI-XVII веках неприятно поражают: все три башни требуют немедленного ремонта, отсутствуют цепи для подъемного моста, валы и рвы засыпаны мусором, продовольственных запасов нет. В еще хуже состоянии был Окольний замок с зигнилими фрагментами его деревянных стен и склоненными от старости вратами. Уже в те времена городские укрепления начали терять свое стратегическое значение...
В 1795 году Луцк вошел в состав Российской империи. Любартова твердыня начала превращаться в живописную руину. После многочисленных пожаров в ХІХ веке лучани начали воспринимать прежний форпост как источник камню для восстановления жилищ. В 1863 году правительство даже выдало «Височайшее повеление» разобрать В’издову башню и южный стена. На аукционе этот фрагмент замковой стены продали за 373 карбованца, а начальная цена была всего 18 карбованцев 50 копеек... То, что крепость не стала жертвой мещан, - заслуга строительных Любарта. Кладка была крепкой, разбирать замок оказалось трудно. К городу начали наведываться художники и другой романтично настроенный люд, чтобы полюбоваться маестатичними руинами. Наконец, в 1885 году стало понятно, что такую красоту лучше сохранить, а не развалить. К замку начали относиться как к достопримечательности истории. Хотя охраняли его временами в довольно странный способ. Скажем, перед визитом Александра ІІІ в 1890 году на В’издовий башни разобрали аттик, чтобы, случайно, не упал на монарха.
Що имеем в настоящий момент?
В’издова башня изображена на 200-гривневой купюре: так Луцкий замок стал, возможно, найупизнаванишой украинской твердыней. Крепкие 10-метровой толщины стены длиной 240 метров соединяют три башни града. Во Владичий разместились арсенал и уникальная коллекция звонов. В В’издовий - выставка строительной керамики «Плитниця».
Только остатки фундаментов подсказывают, где были дворец Витовта та церковь Ивана Богослова. Больше повезли Благородному дому (1789 год) и дворцу епископа (1814 год) - они принимают в своих залах гостей города. Ежегодно в замке проводятся рыцарские турниры «Меч Луцкого замка». Поговаривают в городе о планах восстановления Окольного замка. И вздымается над городским базаром град Любарта: сакральное над профанируемым, вечное над сегодняшним.
|