П`ятниця, 26.04.2024, 12:48Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Жовтень » 12 » Две церкви, две истории.
23:54
Две церкви, две истории.

Две церкви, две истории.

Гуцульска деревянная архитектура, а в первую очередь церкви - это большая тема для познавательных путешествий. Посетим в этот раз лишь відне-єдине село, чье название, по версии местного археолога, из тюркской переводится как «двери». Следовательно, село Дора в этот раз откроет нам двери в два храма. Оба гуцульски, оба по-своему характерные. Впрочем, очень разные - и по возрасту, и из вида, и за историей.

На «офируваний» земле

Немало туристов, путешествуя в Карпатские горы, неминуемо проезжают трассой через Дору, в настоящее время административно поглощенную самым известным в Прикарпатье туристическим центром Яремче. И только совсем невнимательные не заметят при самой дороге два зграбни деревянных сакральных сооружения, возведенного в так называемом народном гуцульскому стиле. Это церковь святого пророка Ильи та колокольня около нее. Архитектурный ансамбль находится на территории мужского студийского монастыря святого пророка Ильи и святого Ивана Хрестителя. В этом году доривски ченци-студити и общество села будут отмечать 70-риччя храму. Компактная, складная, из благородно потемнилого елового сруба, под деревянной гонтой - здание влечет путников. Возят сюда и экскурсантов из дальнейших и более близких курортных местечек. Крестообразная в плане, одноглава церковь красива внешне и внутри. Ее история еще относительно недолгая, а уже преисполненная радостных и грустных страниц. Жизнь храма тесно связана с жизнью студитской братии.

Щоб попасть к церкви, корреспондентам нужно было договориться об этом с обитателями монастыря. На двор к журналистам вышел мужчина во вроде бы нехарактерной для монаха одежде - камуфляжний робе. Главная ежедневная обязанность монахов - молитва, но другой, тоже неотъемлемый от монашеского быта - физический труд. «Слава Иисусу Христу!» - здороваемся с братом Мироном. Монах отвечает, открывает двери церкви и идет перевдягатися. За несколько минут расспрашиваем о храме нашего гида, одетого в рясу. Брат Мирон дарует нам книжечку «Монахи студить на Гуцульщини. Размышления над историей одного монастыря» и объясняет, что из нее можно узнать о церкви важнейшую информацию. По словам монаха, храм, как и сам монастырь, построенный на земле, которую в 30-х годах прошлого века подарили («офирувало») студитам супруги педагогов из Львова Илья и Иванна Кокорудзи.

.у разведке научного работника Постуляцийного центру студийских монастырей Романа Шимона объясняется этот шаг Кокорудзив. «Илья Кокорудз был в хороших отношениях с митрополитом Андреем Шептицким, который с 1924 года является почетным членом Педагогического общества «Родная школа». Митрополит щедро помогал частному народному семиклассному шкильництву... Эти частные украинские школы были также большим заборолом перед денационализацией... Там добывали они (украинские дети - редакторша) настоящее религиозное и патриотическое воспитание искренне отданных учителей, нередко даже высококвалифицированных». Собственно к таким принадлежали супруги Кокорудзив. «Митрополит Андрей и Илья Кокорудз имели одну цель: помочь бедным детям получить образование. Возможно, и потому барство Кокорудзив поручило свои два дома (и прилегающую территорию - редакторшу) в Доре монахам студитам для воспитания молодежи на Гуцульщини», - пишет Роман Шимон.

В 1935 году трое монахов из Святоуспенской Унивской лавры переехали к Доре. В одном из «офируваних» домов монахи обустроили каплицу. А свою церковь возвели через три года. Связь между именами меценатов и тем, что брать студить отдали монастырь и храм «под сень святого пророка Ильи и святого Ивана Хрестителя», очевидную...

Береженная пророками

Сразу после войны 1941-1945 лет на Галичине начались репрессии против украинского духовенства - первые аресты епископов, попытки переманить их в российское православие. Доривских студитив выгнали из монастыря. Местные обитатели приняли их в своих домах. Хорошее отношение горцев к монахам было полностью естественным: во-первых, студить в свое время организовали ремесленную школу, где учили молодых людей сапожничания, портнихи, столярства. Во-вторых, студить не раз помогали бедноте продуктами. Был и эпизод, когда в монастыре переховували от немцев двух советских солдат. Наконец, образцовая духовная чистота монахов не могла не вызывать симпатию людей. Все это, а еще укоренена в Карпатах христианская традиция помешали в свое время уничтожению церкви святого Ильи. Хотя местная власть дважды давала такое распоряжение. К храму привозили бригады рабочих, чтобы те разобрали здание. Но гуцулы убежали с места неосуществленного преступления.

.на началу 1990 года студитам вернули ключи от их храма. Это было событие не только для самих монахов, но и для Доры в целом. Впервые за несколько десятков лет в храме правилося - церкви Ильи вернули надлежащую ей функцию. Реставрацию провели максимально быстро. Конечно, не все сохранилось здесь так, как было в первые годы существования церкви.

...Наше знакомство с храмом заканчивалось. Спрашиваем брата Мирона, как попасть к еще одной здешней деревянной церкви - Михайловской.

 

Достопримечательность национального значения

Буквально за несколько минут выезжаем на холм в прежнем приселке Доры - Каменка. Храм расположен по соседству с сельским кладбищем. Следовательно, перед нами достопримечательность архитектуры национального значения, церковь Чуда святого Архистратига Михаила XVII век. «Деревянная, крестовая в плане, одноверха. Больший центральный сруб завершен палаточной баней с заломом около основы на восьмерике, установленном на видимой четверне. Боковые объемы покрыты двускатными крышами с фронтонами. К бабинця присоединен тамбур. Сооружение опоясывается поднавесьем... Принадлежит к гуцульской школе народной архитектуры», - описано в государственном реестре достопримечательностей архитектуры. Там же отмечено, что «в 1844 году ее перестроил мастер В.Гнишко». Пытаемся узнать больше у отца пароха Ивана Лейб’юка, который уже ожидает корреспондентов в середине храма. «Церковь всегда действовала. Но понятно, что в советский период здесь правили священники московского патриархата. Греко-католики вышли из подполья и вернулись сюда уже за независимость.

Как впоследствии рассказал нам руководитель художественно реставрационного отдела Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого Владимир Мокрий, церковь от начала своего существования существенно изменилась. Двести-триста лет тому назад она не была порисована ни внешне, ни внутри и имела естественный охристый цвет мореной сосны. В начале XX века зарисовали стыки между колодами, а впоследствии стены полностью закрасили и расписали. В 1950-х годах местный художник обновил альфрейни работы (орнаменты).

По просьбе парафиян реставраторы оставили храмные более современный привычный вид (не возвращали его к первобытному). Впрочем, занятие живописью XVIII века можно увидеть на иконостасе - на диаконах и царских воротах и справа, на боковом престоле (сцены с муками святой Варвары). То большинство изображений иконостаса (пророческий, апостольский ряды) принадлежат кисти мастера XIX века. Под этим слоем, правда, есть и более ранние обиды. На стенах церкви тоже видим иконы XIX века. Их авторы, по мнению реставраторов, - безусловно иконописец-профессионал с европейским художественным образованием и его ученик, чья манера и профессиональный уровень несколько отличаются от мастерства учителя. Имена художников теперь остаются неизвестными.

Что же касается кое-что нетипичного названия храма - не просто архистратига Михаила, а его Чуда - можно разве выдумывать версии. Настоятель церкви воздержался от этого, лишь указал на храмный образ справа на иконостасе и сцену чуда в Колосе на боковом престоле (справа от иконостаса).

Можно ли зайти в церковь, осмотреть достопримечательность, если вы окажетесь в Доре? Отец Иван говорит, что найти его в селе нетрудно. Он радостно рассказывает и о самом здании, и о жизни местного духовенства, и о просветительской работе (кстати, при церкви работает читальня, действует ансамбль).

 

 

 

 

 

 



Переглядів: 1234 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |