П`ятниця, 26.04.2024, 21:01Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Вересень » 20 » Калфа, регина и крылатый урсул
23:02
Калфа, регина и крылатый урсул

Калфа, регина и крылатый урсул

 «Карпаты. Туризм. Отдых» уже писал о яркой и остроумной перебирию - вашкивску Маланку, которая происходит ежегодно 14 января в живописном буковинском селе Вашкивци за сорок километров к востоку от Черновцов. Но вы гарантированно получите не меньшее удовольствие, если первого или 14 января преодолеете полсотни километров к юго-востоку от областного центра и попадете в объятия Маланки румынской. Маланкови приветствия принадлежат к особенно увлекающимся и интересным обрядам народной культуры румынов Буковины. Особенно ярко этот давний ритуал проходит в селе Красноильск Сторожинецкого району Черновицкой области и соседних Чудеи, Иживцях, Нижних Петривцях.

Сугубо холостяцкое развлечение

Ритуал «Маланка» можно разделить на несколько частей: подготовка и организация, состав исполнителей та подготовка к обходу, ритуальный поход «Маланки». Все части есть, с одной стороны, составляющими целого, а из второго - отдельными действами.

Инициатива в проведении общественной части рождественски новогодних праздников принадлежит обществам холостяцкой молодежи, организованным по территориальному принципу (село, угол села, хутор). Преимущество юношей (вообще мужчин) в исполнении зимних календарных обрядов сложилось исторически. Она определялась и поддерживалась в фольклорной среде деятельностью архаичных союзов мужской молодежи, известных на Буковине как «холостяцкие общества».

На собраниях молодежи в день святого Миколая обычно распределяют роли главных исполнителей рядження. При этом стремятся придерживаться определенного канона. Да, на роль «цариц» («regine») пытаются подобрать красивого парня (иногда подростка) с тонкими чертами лица, роль «медведя» («ursul») поручают самому сильному, «цыган», «жидов», «врачей» выбирают из самых веселых парней, которые любят шутки и умеют повеселить людей. Руководит этим процессом самый авторитетный парень, вожак - «калфа» («calfa»).

 

 

 Липа, солома, ленты, колокольчики...

При изготовлении костюмов крылатых «медведей», которые характерные только для Красноильска, используют скрученную в перевесла сухую овсяную солому. За несколько дней до праздника собираются по меньшей мере четверо участников и изготовляют одежду-костюм медведя: на плече одного мужчины ставят палку длиной три метра, завешивают на нее солому и от ног начинают сшивать, скручуючи ее крест-накрест и так доходя до рук «медведя». Головной убор крылатых «медведей» - это обшита бусинками национальная шапка «cusma». А для распространенных в других румынских селах бескрылых «медведей» солому просто нашивают на одежду. Морда медведя - из липового дерева, обклеенная картоном или овечьей кожей, в отверстия для глаз вставляют фонари с красным светом.

«Медведей» сопровождают «цыгане», которые в разных углах села по-разному одеты. Одни имеют разлапистые шапки, на одежде пришиты пурпуровые ленты и колокольчики. Другие - одетые в кожные куртки и подпоясанные широкими кожными поясами; на головах - овечьи шапки, обшитые бусинами. В руках «цыгане» держат булавы.

«Цари» и «царицы» («regii si reginele») одеты в национальный румынский костюм. Цари - в белых штанах, рубашках, обшитых узорами, украшенных безрукавках. «Царицы» надевают спидници-«горбатки» (румынской «fote»), расшитые золотистыми и серебристыми орнаментами, вышитые рубашки, безрукавки. На головах у них короны со вставленными иконами, украшенные ожерельем и зеркалами. И цари, и царицы держат в руках мечи.

«Дед» и «баба» («baba si mosneagul») одеты в национальный строй, только на лицах имеют маски...

Кто на пути - остерегайся

Хождение из Маланкой («Malancuta») заключается в том, что парни собираются группами, нанимают музыку, если между ними нет музыкантов, и ходят под окна домов, где есть девушки. Придя под окно, парни поют песни, в которых восхваляют и воспевают родителей девушки, а главным образом, саму девушку; пению аккомпанирует музыка.

По давней традиции, новогодние обходы маланкарив, как и рождественских колядовщиков, происходят с наступлением темноты, после заката солнца, то есть в то время, когда, за поверьем, распоясывалась всякая нечистая сила. Раньше в эту праздничную ночь люди сидели по домам, побаиваясь выходить на улицу. Случайная встреча с рядженими не обещала ничего хорошего. Если на их пути попадался прохожий, его могли брошенную в снег. Женщин и девушек, которых встречали дорогой, пытались облить водой, измазать им лицо сажей или пеплом (давние символы богатства и плодородия). А случайная встреча двух «Маланок» раньше, как правило, заканчивалась дракой, в результате которой случались и серьезные ранения. Впрочем, виновников этих праздничных инцидентов не было принято разыскивать и карать.

Танцуют все

Сопровождаемая музыками, а иногда и певчим хором «Маланка» находится в движении целую ночь. До утра ряженые щедривники должны обойти все село или отведен им угол, где может быть от нескольких десятков до нескольких сотен дворов.

Заходя на двор, «калфа» сначала спрашивает, принимают ли «Маланку». Хозяевам всегда требуется отвечать утвердительно. Тогда, за командой вожака, «Маланка» заходит во двор хозяина под музыку. «Калфа» приглашает по очереди всех участников ритуала к танцу. Первыми танцуют «дед» и «баба» (во многих случаях роль деда выполняет «калфа»). Если в доме есть девушка, то второй танец она танцует с «дедом». «Калфа» останавливает танец и дает новую команду: «regii si reginele» - и «цари и царицы» начинают одновременно танцевать и петь под музыку. После «цыган» и «медведей» «калфа» призывает к танцу, в котором танцуют «жиды», «цыгане и циганята», «врачи» и другие маскируемые персонажи. После заключительного танца все маланкари благодарят хозяина, тот угощает их и платит деньги. Такие обходы с щедривками длятся целую ночь с 31 декабря на первое января, а во многих румынских селах - и с 13 на 14 января.

Кульминация карнавального действа приходится на день 14 января. Все группы маланкарив отдельного села выходят на площадь-толоку, где каждая из «Маланок» пытается превзойти другую в искусстве танца. В Красноильску в этот день на толоку выходят в «Маланках» маленькие дети, переодетые на цыган и крылатых медведей, что делает свято еще ярче.Под вечер 14 января «Маланки» расходятся на заключительную фазу обрядодии, то есть на расформирование. Это происходит поздно вечером в «калфи», где маланкарив угощают. А через несколько недель, в назначенный день, угощают «Маланку»: все хозяева, в которых танцевала «Маланка», накрывают столы маланкарям. Общее гощення и танцы длятся до утра.

 

 

 

 



Переглядів: 1112 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |