П`ятниця, 26.04.2024, 04:04Головна | Реєстрація | Вхід

Меню сайту

Пошук

Логін:
Пароль:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » 2009 » Жовтень » 14 » Полотняна зима
14:31
Полотняна зима

Полотняна зима

 Зима - как бесконечная нить - тянется со дня в день - а дни все нанизываются и нанизываются на нее. Она все растет и растет из повисма и бежит, забегает на веретено. Эта зимняя нить - на целую семью, на целый год, на целое время. На всю одежду, на постель, на полотенца, на верети... Люди компьютерной эры, читая о мички, повисмо, терлицю, мотовило, веретено, часто и не представляют, о чем идет речь. Поэтому отправимся в путешествие - от льна на поле к вышитой рубашке. А для этого поедем в бойкивске село Цинева.

В музее

Цинева - это предгорье. Рожнятивский район Ивано-Франковской области. Первое письменное упоминание о нем - с 1567 года. Это давнее село мастеров: строителей, кузнецов, скорняков, ткачей, сапожников, боднарив...

А еще село может похвастаться историко-краеведческим музеем, зорганизованим тридцать лет тому назад. В музее свыше пяти тысяч экспонатов, а среди них и предметы прядения и ткачества... И давняя утварь (по-современно - посуда), и народная мебель, и реманент, и одел. Вот выигрывают всеми красками знаменитые циневски полушубки - вышитые цветами. Жаль того цвета: полушубки уничтожают холод, влажность, плесень.

 Крізь терлицю, гребень, щетку

Эта зимняя история в действительности начинается еще в августе. Лен причернив, его головки шелестят на ветре: время собирать...

Дома, чтобы отделить семена от стебля, хозяйка протягивала лен через дергачку - широкую зубастую доску на двух ножках. Теперь мандли (охапки льна) снова несли на поле, широко розстеляли и сушили. Но в предгорье, чтобы хорошо высушить лен, нужно было устроить особенную сушилку. Изобретение явно доисторическое: большая яма с очагом посередине... Помните песню «Как женщины мужчин продавали?» Там женщина

«...Із лик бечевки изсукала,
Взяла своего
миленького, залигала

Да и повела на базар,
К
терлици привязала»

Не случайно именно к терлици (длинный горизонтальный брус с желобом, в который вставляется подвижная верхняя доска)... Хозяйка должна была торчать около нее, пока перетрет, перемне весь лен... Когда наконец волокна отделили от трини (измельченных стеблей), поступало время его чесать. Чесали повисмо громадным деревянным гребнем... Потом так же - сквозь большую круглую металлическую щетку... А вичесане клочья потом шли на грубую нить (и грубую ткань) - ничего не выбрасывалось.

На вечерницах

 Хоч поговорка утверждает, что «как декабрь, то скучно и в праздник и в будень», в действительности было не совсем так. Самые нудные, самые монотонные работы как будто побуждали, чтобы женщины и девушки работали толокой, собирались к группе, общались, пели, шутили...

Основные работы с льном начинались после Покрови (14 октября), когда, по народному представлению, земля заснула и уже ничего нельзя делать в поле. А от Михаила (21 ноября) начинался сезон вечерниц. Вечерницы состояли из двух частей - сначала девушки лишь пряли, вышивали, плели, мотали нити и обдирали шерсть, а затем, когда приходили парни, начиналась развлекательная часть: пение, шутки...

Вечерницы - то, свойственно, сельский молодежный клуб. Здесь ребята и девушки должны были возможность ближе познакомиться, присмотреться друг к другу...

Мабуть, большинство песен рождались таки зимой. На вечерницах выделялась всегда та девушка, которая знала больше всего песен. Вечерницы длились вплоть до Рождества. Пост диктовал более скромную одежду, развлечения и угощения, но в то же время именно на этот период приходились праздники Екатерины, Андрея, Миколая - повод дать волю шуткам и фантазии...

Зима - это еще и каникулы от тяжелого физического труда на поле. Освобождалось время и энергия на творчество, на развлечения. Все - и старые, и молодые - развлекались по-своему. Длинные вечера при керосиновой лампе (а раньше - при щепке или каганце) давали всем наговориться, набутися вместе на целый год.

При кудели, с веретеном

Как уже говорилось, на вечерницах прежде всего пряли. В дыру в скамье вонзали специальную палку - кудель. Брали клок вичесаного льна (клебик) и окутывали им наверху кудель, не слишком крепко обвязывая шнурком. Из повисма вытягивали волокна и формировали пальцами нить, которую дальше наматывали на веретено. Это вытянутая с утолщением посередине конусовидная шпуля с тонким и острым вершком и толстым нижним краем. Когда нужно прясть, конец нити наверху закрепляют петлей и веретено работает как тягарець. Когда же нужно мотать, то петлю сбрасывают, нить освобождают - и наматывают на веретено отрезок, она которого только что выпрявшую. Этой технологии тысячи лет, веретена из неолита не отличаются особенно от веретен начала двадцатого века...

При подготовке материала использована книжка Любомири Васильченко «Шуткова воскресенье»

 

 

 



Переглядів: 900 | Додав: grunyk | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Котедж "Карпатська тиша"
 

Copyright grunyk.ucoz.ua © 2024 |